состояние скорби по умершему, по поводу бедствия, катастрофы, а также определенного цвета одежда, повязка и др. в знак скорби.
ТРАУР
ТРАУР
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Траур
(trauer – печаль, скорбь) – форма внешнего выражения скорби по умершему или по случаю какого-либо общественного, общенационального бедствия, выражающаяся в траурных обычаях – ношении одежды особого цвета, самоистязаниях, обрезании волос, раздирании одежды, причитании и восхвалении покойника, постах, множестве религиозных запретов и т.п. Траурные обычаи уходят корнями в первобытные верования – анимизм, похоронный культ и др. См. Анимизм, Похоронный культ.
ТРАУР
см. Погребение. У Восточных народов и у Евреев в частности траур, или глубокая скорбь, особенно по умерших, выражалась различно: так например они ударяли себя в грудь (Наум 2:7), рвали волосы на голове и бороде (1Езд 9:3), посыпали пеплом голову (1Цар 4:12), раздирали на себе одежду (Быт 37:29), терзали лицо и покрывали ранами тело (Иер 16:6), проводили время в посте (2Цар 12:16), закрывали голову, лицо и подбородок, ходили босиком (2Цар 15:30), брили голову и бороду (Ис 15:2), облекались в печальную одежду, надевая на себя вретище (3Цар 21:27), во время глубокого траура ложились на землю и садились на пепел (2Цар 12:16, Ис 3:25, Иов 2:8). С плачем соединяли плачевные песни и призывали для того плакальщиц (Иер 9:17, 2Пар 35:25). Траур продолжался семь дней, но в особенных случаях и долее. Подобные же обычаи существовали у древних Греков и Римлян.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ТРАУР
• Luctus.
Т. по умершим ближайшим родственникам был не только древним обычаем, но впоследствии также законом, напр., во время Нумы Помпилия. Особенно строго смотрели за Т. вдов. Срок Т. был десятимесячный. Нарушавшие его подвергались лишению гражданской чести (см. Infamia). Мужчины искони не принуждались к соблюдению Т. Запрещен был Т. по осужденным за измену (perduellionis damnati), по врагам и тем, которые, будучи под судом, лишали себя жизни. Т. состоял в ношении черных или темных платьев (toga pulla. см. Vestimenta, Одежда), позже также и белых. Женщины разрывали себе платья и снимали с себя все украшения, а мужчины отпускали бороду и волосы и не посещали пиров и празднеств. При общественных бедствиях, напр., по случаю больших поражений, позже после смерти императора налагался публичный траур. Тогда закрывались все общественные и частные учреждения, таберны (т. е. лавки, трактиры и т. п.) запирались, а правительственные лица и сенаторы слагали с себя знаки своего сана (mutatio vestis). При известных обстоятельствах, напр., по случаю празднеств или счастливых семейных событий, мог быть сокращен (minuitur) как общественный, так и частный Т.
Т. по умершим ближайшим родственникам был не только древним обычаем, но впоследствии также законом, напр., во время Нумы Помпилия. Особенно строго смотрели за Т. вдов. Срок Т. был десятимесячный. Нарушавшие его подвергались лишению гражданской чести (см. Infamia). Мужчины искони не принуждались к соблюдению Т. Запрещен был Т. по осужденным за измену (perduellionis damnati), по врагам и тем, которые, будучи под судом, лишали себя жизни. Т. состоял в ношении черных или темных платьев (toga pulla. см. Vestimenta, Одежда), позже также и белых. Женщины разрывали себе платья и снимали с себя все украшения, а мужчины отпускали бороду и волосы и не посещали пиров и празднеств. При общественных бедствиях, напр., по случаю больших поражений, позже после смерти императора налагался публичный траур. Тогда закрывались все общественные и частные учреждения, таберны (т. е. лавки, трактиры и т. п.) запирались, а правительственные лица и сенаторы слагали с себя знаки своего сана (mutatio vestis). При известных обстоятельствах, напр., по случаю празднеств или счастливых семейных событий, мог быть сокращен (minuitur) как общественный, так и частный Т.