, Гаспаре (Traversi, Gaspare) 1732, Неаполь — 1769, Дзани. Итальянский живописец неаполитанской школы. Ученик Ф. Солимены, испытал влияние Дж. Бонито. Работал в Неаполе (до 1749), Риме (1750—1752), Эмилии (1753). Писал сценки с изображением семейного быта бюргеров (Брачный контракт, Рим, Нац. галерея современного искусства) и простолюдинов (Раненый, Венеция, галереи Академии), в которых с большой наблюдательностью подчеркивал характерные черты представителей знати и простых людей. Влияние школы барочной живописи Ф. Солимены и веристской манеры М. Бенефьяла, развивавшего в Риме стиль мастеров болонской школы, проявилось в росписях и алтарных композициях для монастыря минуритов в Кастель Арквато (Христос перед народом; Христос, коронуемый терновым венцом; Пьета, ныне — Парма, Нац. галерея), церкви Санта Мария дель Аюто в Неаполе (1749; Рождество Девы Марии, Благовещение, Непорочное зачатие), а также в работах, исполненных в Риме, — фресках Кьостро церкви Сан Паоло фуори ле Мура (Воскрешение Лазаря; Товий, встречающий отца; Прощание Товия с отцом, 1750—1752), росписях собора в Парме (пять больших алтарных картин). Сильные светотеневые контрасты, приемы передачи освещения указывают на знание произведений караваджистов, в частности Караччоло. Итальянским исследователем Р. Лонги было высказано предположение, что Г. Траверси испытал влияние неаполитанского комедиографа Б. ди Линерери, который еще до венецианца К. Гольдони сделал героями своих пьес реальных персонажей. На то, что Траверси был связан с театром, указывает его полотно Неаполитанские маски (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), на которой, возможно, изображены неаполитанские актеры. Духом театральности, яркой характерностью наделены персонажи полотен Траверси Игра в карты (Рим, Художественный музей), Обольщение (Неаполь, частное собрание), Секретная карта (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), Драка (Милан, частное собрание), Старый учитель (Рим, частное собрание). Образ своего современника создан Траверси в полотне Портрет дворянина (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). В нем, как во всех работах Траверси, проявилось умение пластически эффектно выделить светом фигуры на темном фоне. С юмором подчеркнуты характерные детали — неловко сидящий парик, завещание в руках, которое служит источником недовольной мины на лице. Возможно, это тоже актер, исполняющий роль в спектакле. Гаспаре Траверси был одним из мастеров века Просвещения в Италии, который обратился к изображению сцен из современной жизни, делая это талантливо и своеобразно.
Лит.: La peinture napolitaine de Caravage a Giordano. Exposition. Paris, 1983; Causa R. Pittura napoletana dal XV al XIX secolo, Bergamo, 1961.
Е. Федотова