Треккани

Найдено 1 определение
Треккани
, Эрнесто (Treccani Ernesto) 1920, Милан — 1974, Милан. Итальянский художник, принадлежавший к художественному направлению неореализма. Родился в состоятельной буржуазной семье, окончил миланский Политехнический институт, получив диплом инженера. Но увлечение живописью оказалось сильнее, и это заставило покинуть семью, которая не разделяла его взгляда на жизнь. В 1938 основал журнал Вита джованиле (Жизнь молодежи), который позднее стал называться Корренте делла вита джованиле, или Корренте (Поток). Вокруг журнала сплотилась группа молодежи, стоящая на позициях антиконформизма с фашистским режимом в стране. В кон. 1930-х при журнале была создана художественная группировка "Корренте". В марте 1938 состоялась ее первая выставка мастеров (1938—1941) в галерее "Перманенте" в Милане (Э. Треккани, Р. Биролли, Р. Гуттузо, А. Сассу, Дж. Миньеко, Дж. Манцу и др.). За почти 3 года существования были проведены несколько крупных выставок и ряд персональных. Как писал известный поэт Джанни Родари, рисунки Треккани в журнале были "стихами без слов <...> Они говорили о правде, о тайных надеждах, о страстном желании жить в согласии с правдой и справедливостью, о глубокой вере в человека". Мастера "Корренте" стремились показать человека правдиво, избегая ложной героизации, псевдоклассической ориентации, присущей мастерам, находившимся на службе у официального режима. В работах они сознательно обращались к лаконичной композиции, грубоватым образам людей из народа, экспрессивному изобразительному строю произведений Ван Гога и Пикассо. После вступления Италии в войну в 1940 журнал был ликвидирован. Треккани принимал активное участие в подпольной борьбе вплоть до освобождения, готовил материалы для подпольных изданий. "Живопись этого периода давала мне возможность выразить стремление к свободе, к миру, страстное желание изменить действительность", — вспоминал художник. Как реквием павшим в борьбе с рухнувшей фашистской диктатурой прозвучало раннее полотно Расстрел (1942—1945), получившее большой общественный резонанс. Лицо рабочего перед нацеленными на него дулами пушек потрясало правдивостью рассказа о современности, образностью художественного языка. О мире простых вещей, окружающих человека, повествовало полотно Рукомойник (1940), показанное на выставке мастеров "Корренте" в 1940. Искренние раздумья молодого художника, твердо избравшего свой путь в искусстве, выразил и Автопортрет (1943). "Корренте" стало началом возрождения живописи в Италии, школой ддя художественной молодежи, освободившейся после Сопротивления (1943—1945) от жесткого диктата в области культуры в годы "черного двадцатилетия". После войны в атмосфере нравственного обновления общества для художников открылись новые возможности отстаивания эстетических принципов гуманистического искусства, сложившихся в годы Сопротивления. Актуален был и поиск нового изобразительного языка, способного выразить идеалы нового искусства, в котором звучала ответственность его создателей за жизнь своего народа. В 1946 Треккани становится членом группировки "Новый фронт искусств", идея организации которой родилась в связи с Биеннале 1948. Первая выставка группы состоялась в Милане, в галерее "Кайрола", вторая — в 1948 в Болонье. Цель продолжения идей "Корренте" объединила мастеров, составивших в 1949—1955 ядро движения неореализма. Треккани был одним из участников разработки манифеста нового искусства. В нем были сформулированы мысли о месте художника в новом обществе, об отношении к действительности, о методе социального реализма, который избрали участники художественного направления. Полотна Треккани Митинг после освобождения (1949), Мир идет вперед с песней (1951), Арлекинада у порта (1953) выразили настроение художника-антифашиста после войны, надежду на создание живописи (как назовет ее сам художник), "с которой водружают знамена". В 1950-е в искусство Треккани входит тема борьбы народа отсталого аграрного Юга Италии за свои права. В полотнах Возвращение во Фрагала (1949), Земля Мелиссы (1955), Долгая дорога (1957), как и многие другие мастера неореализма, он обращается к этой актуальной для современной Италии теме. Полотно Возвращение во Фрагала повествует о событии в калабрийском селении, где произошел расстрел безоружных крестьян, решившихся обрабатывать пустующие земли хозяина. В скорбном молчании изображены вспоминающие о погибших крестьяне и вставшие на их защиту прогрессивные деятели политики и культуры Италии. Лаконичный, напоминающий кадр документальной хроники язык живописи Треккани придает образам значительность. Эти работы, подобно "меридианалистским" (т. е. поднимающим проблемы Юга Италии) полотнам Р. Гуттузо и К. Леви, стали значительным явлением в искусстве итальянского неореализма. В сер. 1950-х неореализм переживал кризис, в Италию усилился поток массовой культуры. В эти годы Треккани был среди тех художников старшего поколения, которые сплотились для отстаивания идеалов гуманистического искусства, рожденного в период "Корренте" и "Нового фронта искусств". В своих публицистических статьях он писал о политике, культуре, о проблемах художественной молодежи, испытывающей разброд, стремился донести до нее идеалы демократического искусства 1940—1950-х. Тематика его произведений обогащается: он пишет пейзажи рабочих городских окраин, марины, натюрморты. В полотнах этих лет сильно лирическое начало в восприятии сельской природы или урбанистического пейзажа. Большую свободу и живописность обретает его манера работы экспрессивным мазком, звучными тонами красок. В полотнах Старик и холмы (1965), Прекрасный сад (1972), Морской пейзаж (1970), Дерево в цвету (1973), Ионическое море (1974) программно выражены стремление к красоте, желание изображать все ее проявления в противовес злу и насилию, существующим в мире. Созданная в 1969—1974 серия портретов крестьян Калабрии (Старик из Вальяно, 1970) стала поэтическим возвратом в прошлое, рассказом о годах юности. Единство природы и человека — лейтмотив творчества Э. Треккани в 1960—1970-е. В серии картин Чайки в полете (1974), изображениях цветов (Бутон розы, 1970; Ласточки и цветы, 1973; Полет ласточек, 1974) художник стремится показать гармонию и красоту природы, ее облагораживающее воздействие на мир человеческих чувств. Треккани — художник разностороннего дарования: его привлекает не только живопись, но и работа в скульптуре, в технике мозаики, изготовление произведений из керамики. Тема знаменитых Подсолнухов Ван Гога увлекала его в 1960-е в живописи (Подсолнух, 1969, частное собрание) и керамике, позволяя показать огромные пластические возможности цвета, которые он ценил в творчестве Ван Гога, экспрессию лепки объемов. Его всегда интересовали не холодная демонстрация приемов определенной техники, а выявление с помощью средств того или иного вида искусства поэтической одухотворенности образов природы и человека, их нерасторжимой поэзии. Это прекрасно отразили его работы в бронзе (Портрет матери в саду, 1970) и в мозаике (Нарцисс, 1970-е). Свой взгляд на мир, искусство, творчество Э. Треккани выразил в книге Искусство для любви (1973). В нее вошли строки юношеского дневника, который он вел в годы подпольной деятельности, очерки о путешествиях, работе, воспоминания о друзьях, письма к нему известных деятелей культуры. В названии книги емко сконцентрировано понимание Треккани предназначения творчества художника. В его словах о том, что "тот, кто хочет достичь правды, не создает иллюзии бегства от мира, старается передать реальность, которую нужно любить", — заключено понимание собственных задач, оценка созданного этим талантливым мастером.
Лит.: E. Treccani. L’arte per amore. Milano, 1961; Fagone V., Vitali L. ErnestoTreccani. Milano, 1970; De Grada R. Treccani. Milano, 1973.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006