податное население Франции XV—XVIII вв., купцы, ремесленники, крестьяне, с XVI в. также буржуазия и рабочие — в отличие от Т. С. первые два сословия — духовенство и дворянство — не облагались тальей.
Третье сословие
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Третье сословие
податное население Франции 15- 18 вв. - купцы, ремесленники, крестьяне, с 16 в. - также буржуазия и рабочие (в отличие от третьего сословия, первые два сословия - дворянство и духовенство не облагались тальей - прямым налогом).
Источник: Исторический словарь
Третье сословие
термин, возникший в XV в. во Франции для обозначения податного населения страны, представленного отдельной палатой в Генеральных штатах. Противопоставлялось первому и второму сословиям (духовенству и дворянству).
В третье — непривилегированное — сословие входили ремесленники, купцы, крестьяне, буржуа, рабочие.
В третье — непривилегированное — сословие входили ремесленники, купцы, крестьяне, буржуа, рабочие.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ
франц. Tiers ?tat) - термин, в широком смысле слова обозначающий все податное население Франции 15-18 вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие), в отличие от первых двух привилегированных сословий - духовенства и дворянства. Термин "Т. с." в узком смысле слова - податное население, представленное на генеральных и провинц. штатах. Именно такой смысл этот термин имел при своем возникновении в 15 в. В соответствии с изменениями характера выборов и состава органов сословного представительства менялись и рамки термина "Т. с": первоначально к Т. с. относилось гор. население (чиновники, купцы, ремесленники), в кон. 15 в. в него были включены и крестьяне, получившие со времени Генеральных штатов в Туре (1484) право избирать депутатов в штаты. Представители горожан выступили еще на штатах 1355-56 с требованием политич. реформ. Эти требования приобрели более радикальный характер, когда в процессе первонач. накопления возросла экономич. мощь буржуазии (наказы Т. с. Генеральным штатам 1560, 1576, 1614-15). Привилегированные сословия неизменно отклоняли политич. претензии Т. с. и на штатах 1614-15 заявили, что между ними и Т. с. разница та же, что "между господами и слугами". В предреволюц. период и во время Вел. франц. революции понятие "Т. с." приобрело особое значение. Это было время, когда буржуазия, искавшая поддержки нар. масс для борьбы с дворянством, провозгласила себя и народ единым Т. с., олицетворявшим франц. нацию. Накануне революции вышла брошюра аббата Э. Ж. Сьейеса "Что такое третье сословие" ("Qu´est-ce que le tiers ?tat?", 1789, рус. пер., СПБ, 1906), в к-рой он доказывал, что Т. с. - это и есть нация. На Генеральных штатах 1789 депутаты Т. с. 17 июня объявили себя представителями всей нации и при поддержке восставшего народа добились санкции короля на объединение всех сословий в одно Нац. собрание. В действительности Т. с. с самого начала не представляло собой единого целого, корни антагонистич. противоречий между буржуазией и народом восходят ко времени возникновения Т. с. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 321); в дальнейшем же лишь борьба против дворянства и духовенства сдерживала нараставший антагонизм между буржуазией и народом. Еще в нач. 16 в. историк и государствовед К. Сейссель отмечал социальные противоречия в среде Т. с. и противопоставлял "средний народ" (буржуазию) как отдельное сословие "мелкому люду". В нач. 17 в. государствовед и юрист Ш. Луазо утверждал, что внутри Т. с. "есть множество сословий или ступеней", и отмежевывал буржуазию, имеющую "достоинство", от не имеющих его "людей ручного труда". В канун и в период Великой франц. революции появились наказы "четвертого сословия" (наемные рабочие). Вел. франц. революция отменила сословные различия (в "Декларации прав человека и гражданина", принятой Учредит. собранием 26 авг. 1789); Т. с. перестало существовать. После победы революции, к-рая принесла господство буржуазии, на первый план выдвинулась клас. борьба внутри бывшего Т. с. - решительный антагонизм между буржуазией и народом. В бурж. ист. лит-ре традиционным стало выдвинутое О. Тьерри представление о Т. с. как о чем-то едином, как о всей нации "за вычетом духовенства и дворянства". Отрицание антагонистич. противоречий внутри Т. с. и поныне характеризует бурж. историографию (Р. Мунье). Часть бурж. историков (М. Тьер) подразумевает под Т. с. только буржуазию, другие (Г. Аното) - лишь народ, исключая из него привилегированную (судейскую, финанс. и пр.) буржуазию, а третьи (Ж. Марьежоль) утверждают, что в своем ист. развитии термин "Т. с." изменил свое содержание - первоначально обозначал весь народ, а затем только буржуазию. Лит. (кроме указ. в статье): Поршнев Б., Чем было "третье сословие" во Франции XVII века?, "Историк-марксист", 1940, No 2.