московский фабрикант. В 1917 г. был одним из руководителей торгово-промышленной России. Во время разных правительственных комбинаций Третьяков не раз намечался в министры. В созданное Керенским 25 сентября правительство Третьяков вошел, в качестве председателя Высшего Экономического Совета. В годы гражданской войны играл крупную роль у Колчака. В эмиграции Третьяков является одним из руководителей союза бывших фабрикантов.
Третьяков
Третьяков
ТРЕТЬЯКОВ
Петр Николаевич (р. 30.X.909) - советский археолог. Специалист по слав. археологии и истории. Чл.-корр. АН СССР (с 1958). Чл. КПСС с 1940. Окончил Ленингр. ун-т (1930). В 1950-53 - гл. ред. журн. "Вопросы истории". В 1951-59 - директор Ин-та славяноведения АН СССР; ст. научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР. Лауреат Гос. премии СССР (1952). Автор более 100 науч. работ, в т. ч. монографий, посвященных происхождению и древнейшей истории вост. славян. Занимается также историей зап. и юж. славян, первобытной археологией Вост. Европы и эпохой Др. Руси. В последние годы Т. особое внимание уделяет проблеме образования др.-рус. народности. Важнейшие раскопки Т. - городище Березняки в Верх. Поволжье и городище Тушемля на Смоленщине. Соч.: Подсечное земледелие в Вост. Европе, ИГАИМК, 1932, т. 14, в. 1; Костромские курганы, там же, 1931, т. 10, в. 6-7; К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э., МИА, No 5, М.-Л., 1941; Северные вост.-славянские племена, там же, No 6, М.-Л., 1941; Древнерусские поселения на Дону, там же, No 8, М.-Л., 1948 (совм. с П. П. Ефименко); Вост.-славянские племена, 2 изд., М., 1953; Древние городища Смоленщины, М.-Л., 1963 (совм. с Е. А. Шмидтом); Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге, М.-Л., 1966.
ТРЕТЬЯКОВ
Павел Михайлович (1832, Москва – 1898, там же), русский предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель; основатель Третьяковской галереи. Брат предпринимателя и коллекционера С. М. Третьякова. Коммерции советник (1880), почетный гражданин г. Москвы (1897). Действительный член Петербургской академии художеств (1893). Родился в семье потомственного купца, получил домашнее образование. П. М. и С. М. Третьяковым принадлежала Новая Костромская мануфактура льняных изделий, магазины в Москве. Доходы от торговли шли на приобретение картин русских художников.
Первые картины для будущей галереи Третьяков приобрел в 1856 г. С самого начала собирательства он предназначал свое собрание для устройства в Москве «художественного музеума или картинной галереи». В течение 35 лет Третьяков планомерно пополнял коллекцию русского искусства. Галерея размещалась сначала в жилых комнатах его особняка в Лаврушинском переулке, затем – в пристроенных по проекту архитектора А. С. Каминского залах. П. М. Третьяков покупал картины в основном у современников – художников демократического направления, передвижников. Он выступил заказчиком портретов известных деятелей русской культуры. По заказу Третьякова был написан И. Н. Крамским портрет Л. Н. Толстого (1873), В. Г. Перовым – портрет Ф. М. Достоевского (1872) и др. Собиратель также покупал картины молодых, никому еще не известных начинающих художников – И. И. Левитана, М. В. Нестерова и др.
Самым крупным приобретением Третьякова стала Туркестанская серия картин В. В. Верещагина (1871–73). На рубеже 1870–80-х гг. он стал коллекционировать рисунки; с 1890–х гг. собирал также иконы. С 1881 г. галерея Третьякова стала общедоступной. В 1892 г. после смерти брата П. М. Третьяков решил присоединить свою коллекцию к дару С. М. Третьякова и передать ее Москве вместе с особняком в Лаврушинском переулке. К тому времени в его собрании насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Третьяков оставался пожизненным хранителем коллекции, продолжал ее пополнять на собственные средства. Коллекционер был также известным благотворителем: он содержал училище для глухонемых, на его деньги был выстроен дом для вдов и малолетних детей художников в Лаврушинском переулке, он материально помогал художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
Благодаря усилиям П. М. Третьякова в России был создан первый общедоступный музей национального русского искусства – Третьяковская галерея. Своим творческим участием, материальной помощью он во многом повлиял на русское искусство второй пол. 19 в.
Первые картины для будущей галереи Третьяков приобрел в 1856 г. С самого начала собирательства он предназначал свое собрание для устройства в Москве «художественного музеума или картинной галереи». В течение 35 лет Третьяков планомерно пополнял коллекцию русского искусства. Галерея размещалась сначала в жилых комнатах его особняка в Лаврушинском переулке, затем – в пристроенных по проекту архитектора А. С. Каминского залах. П. М. Третьяков покупал картины в основном у современников – художников демократического направления, передвижников. Он выступил заказчиком портретов известных деятелей русской культуры. По заказу Третьякова был написан И. Н. Крамским портрет Л. Н. Толстого (1873), В. Г. Перовым – портрет Ф. М. Достоевского (1872) и др. Собиратель также покупал картины молодых, никому еще не известных начинающих художников – И. И. Левитана, М. В. Нестерова и др.
Самым крупным приобретением Третьякова стала Туркестанская серия картин В. В. Верещагина (1871–73). На рубеже 1870–80-х гг. он стал коллекционировать рисунки; с 1890–х гг. собирал также иконы. С 1881 г. галерея Третьякова стала общедоступной. В 1892 г. после смерти брата П. М. Третьяков решил присоединить свою коллекцию к дару С. М. Третьякова и передать ее Москве вместе с особняком в Лаврушинском переулке. К тому времени в его собрании насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Третьяков оставался пожизненным хранителем коллекции, продолжал ее пополнять на собственные средства. Коллекционер был также известным благотворителем: он содержал училище для глухонемых, на его деньги был выстроен дом для вдов и малолетних детей художников в Лаврушинском переулке, он материально помогал художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
Благодаря усилиям П. М. Третьякова в России был создан первый общедоступный музей национального русского искусства – Третьяковская галерея. Своим творческим участием, материальной помощью он во многом повлиял на русское искусство второй пол. 19 в.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007