русский купеческий род, упоминается с XVIII в. Владел текстильными предприятиями. Наиболее известны братья: Павел Михайлович (1832—1898), с 1856 г. собирал произведения русского реалистического искусства, поддерживал демократические силы, возглавляемые передвижниками, основал Третьяковскую галерею; Сергей Михайлович (1834—1892), собиратель западноевропейской живописи, свое собрание завещал в дар Москве, в 1877—1881 гг. — московский городской голова.
ТРЕТЬЯКОВЫ
ТРЕТЬЯКОВЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРЕТЬЯКОВЫ
московский купеческий род. Основатель рода Елисей Мартынович переселился в Москву в 1774. Его наследникам принадлежала льноткацкая и льнопрядильная фабрики в Костроме. Наиболее известны: Павел Михайлович (1832-98), основатель Третьяковской галереи, действительный член (с 1893) Петербургской Академии художеств. Родился и провел юность в Москве. С 1856 собирал произведения русских художников, оказывал значительную материальную поддержку передвижникам. В 1892 он передал свое собрание в дар Москве. Его брат Сергей Михайлович (1834-92), деятель московского городского самоуправления, в 1877-81 городской голова. Собрал значительную коллекцию произведений западноевропейской живописи, был членом Московского художественного общества, Русского музыкального общества. Свое собрание завещал через брата Москве.
ТРЕТЬЯКОВЫ
купеческий род (упоминается с 18 в.). Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями. Наиболее известны братья: 1) Павел Михайлович (1832-98), директор правления Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры, член совета Московского купеческого банка. Член советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества. Действительный член Академии Художеств (с 1893). Почетный гражданин Москвы (с 1897). Собиратель произведении русского искусства. В 1892 его коллекция - одно из крупнейших собрании национальной живописи - стала основой Третьяковской галереи в Москве. Оказывал материальную помощь отд. художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. 2) Сергей Михайлович (1834-92), собиратель западноевропейской живописи, свое собрание завещал Москве, в 1877-81 Московский городской голова.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ТРЕТЬЯКОВЫ
купеческий род в России. Первые упоминания о Т. относятся к 18 в.; в 1774 Елисей Мартынович Т., купец 3-й гильдии, переселился из Малого Ярославца в Москву. Наследники Т. продолжали торг. и пром. дело. Михаилу Захаровичу Т. (1801-1850), а затем его сыновьям Павлу и Сергею принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильная фабрика. Павел Михайлович Т. (1832-1898) - собиратель рус. живописи и скульптуры, художеств. деятель. В 1892 передал свое собрание в дар г. Москве, к-рое стало основой Третьяковской галереи; продолжал за свой счет дополнять галерею и был ее пожизненным попечителем. "Почетный вольный общник" (с 1868) и действит. чл. (с 1893) Академии художеств. Сергей Михайлович Т. (1834-1892) - собиратель живописи, деятель гор. самоуправления, в 1877-81 - моск. гор. голова. Свое собрание зап.-европ. живописи завещал в 1892 через брата г. Москве. Первоначально оно находилось в Третьяковской галерее, в 1925 было передано в Музей новой зап. живописи, ныне - в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразит. искусств им. А. С. Пушкина (Москва). Для удобства москвичей С. М. Третьяков на свои средства создал в 1871 Третьяковский проезд (ныне между пр. Маркса и ул. 25-го Октября).
ТРЕТЬЯКОВЫ
дон.)-ст. Мигулинской, хут. Коновалова: 1) Алексей Иванович род. 17 марта 1893 г., есаул. Окончил пять отделений станичного двухклассного училища; в 1914 г. призван в конную артиллерию, служил на фронте Первой мировой войны и в 1917 г. из 25-й Дон. каз. батареи командиро- -ван в Новочеркасск на курсы подготовки к поступлению в военное училище. Вместе со строевым составом курсов в ноябре того же года принял участие в первых боях с красной гвардией под Таганрогом и Ростовом, а затем два года боролся за Казачий Присуд в рядах донской артиллерии. После "Новороссийской катастрофы" попал по мобилизации взводным командиром в советскую батарею, послан на Польский фронт и ушел вместе с братом к Полякам. Там, после службы в одной из казачьих частей Польской армии, по окончании войны перешел на положение эмигранта. Проживал в Польше, стал активным участником Вольно-казачьего Движения; после Второй мировой войны оказался на территории Западной Германии, откуда переехал в США. Написал и опубликовал в журнале "Родимый Край" воспоминания о службе и жизни на Дону после революции 1917 г. Умер 23 мая 1969 года, погребен в Германии. 2) Михаил Иванович род. 1 октября 1891 г., брат предыдущего. Отбывал военную службу в 12 Дон. каз. полку, был ранен на фронте Первой мировой войны и потерял правый глаз. Будучи на положении инвалида, вместе с братом отступил к Новороссийску, попал в советскую армию и перешел к Полякам. Оставшись в эмиграции проживал в Польше и в Западней Германии. 10 марта 1953 г. попал под автомобиль на улице Регенсбурга и умер не приходя в сознание.
ТРЕТЬЯКОВЫ
куб.) - ст. Натухайской: 1) Иван Васильевич род. в 1857 г.; генерал-майор, пластун, инвалид без правой руки, кавалер ордена св. Георгия 4-й ст. и Георгиевского Золотого оружия. Неизменный представитель своей станицы в Кубанских Краевой и Законодательной Радах всех созывов. Свой род вел от Третьяка, Запорожца Уманского куреня. Умер в 1919 г. 2) Александр Иванович род. в 1895 г.; войсковой старшина каз. артиллерии, сын предыдущего; участвовал в Первой мировой войне и, начиная от Корниловского похода, прошел весь боевой путь борьбы за Казачью Идею. Изнуренный многими ранениями умер в 1923 г. 3) Владимир Иванович род. 18 июня 1897 г.; полковник, брат предыдущего. Воспитывался во Владикавказском кадетском корпусе и Оренбургском казачьем училище. 1 января 1916 г. произведен в офицеры. В Действующей армии на фронте Первой мировой войны состоял в 3-м Линейном казачьем полку К. К. В. После Октябрьского переворота возвратился с полком на Кубань из Финляндии, а в январе след. года вступил добровольцем в отряд "Спасения Кубани"; прошел Первый и Второй Кубанские походы и затем служил офицером в казачьих полках: Корниловском конном, 3-м Уманском и Запорожском. В результате трех ранений и контузий признан инвалидом. В 1920 г. эвакуирован на остров Лемнос и остался в эмиграции; проживал в Югославии. Там окончил Землемерные курсы, а также учился на строительном факультете технической школы. Служил в должности техника, гидротехника и шефа технического отделения при управлении г. Вранье. В 1942 г., несмотря на инвалидность, поступил добровольцем в Русский корпус противников СССР, где в 1-м каз. полку командовал сотней. Когда Вторая мировая война окончилась, до 1951 г. был представителем Кубанского атамана в Австрии, а потом его же заместителем до 1954 г. За боевые подвиги, ранения и контузии полк. Т. неоднократно награждался чинами и знаками отличия. Полковником был уже в 1919 г., в возрасте 22 лет.
Перейдя к мирной жизни эмигранта, полк. Т. проявил себя, как неутомимый церковный и общественный деятель. В Югославии он долгие годы состоял одним из главных руководителей организации "Русский Сокол"; в Союзе Первопоходников стал почетным членом и заместителем председателя; там же с 1953 г. заведует музеем Белого Движения; будучи членом и заместителем председателя в Кубанском Войсковом Совете, в 1964 году стал его председателем и, наконец, 4 декабря 1966 г. Особый Кубанский Войсковой Сбор избрал его Кубанским атаманом. Стараниями полк. Т. в Югославии издана поэма В.И. Майбородова "Богдан Хмельницкий" и несколько лет издавалась сокольская газета; он также деятельно помог выходу в свет книги "Воспоминания ген. А.П. Богаевского. 1918 г."; в 1961 г. лично издал памятку "Верные долгу, 1941-1961" и в 1965 г. - воспоминания "Союз Первопо-ходников, 1919-1965". 4) Николай Иванович род. 1899 г., студент Горного Института в Екатеринославе, хорунжий, участник Первого и Второго Кубанских походов и борьбы за Казачью Идею. При эвакуации Крыма в 1920 г. оставлен в Алуште тяжело раненым и зверски замучен ленинцами.
Перейдя к мирной жизни эмигранта, полк. Т. проявил себя, как неутомимый церковный и общественный деятель. В Югославии он долгие годы состоял одним из главных руководителей организации "Русский Сокол"; в Союзе Первопоходников стал почетным членом и заместителем председателя; там же с 1953 г. заведует музеем Белого Движения; будучи членом и заместителем председателя в Кубанском Войсковом Совете, в 1964 году стал его председателем и, наконец, 4 декабря 1966 г. Особый Кубанский Войсковой Сбор избрал его Кубанским атаманом. Стараниями полк. Т. в Югославии издана поэма В.И. Майбородова "Богдан Хмельницкий" и несколько лет издавалась сокольская газета; он также деятельно помог выходу в свет книги "Воспоминания ген. А.П. Богаевского. 1918 г."; в 1961 г. лично издал памятку "Верные долгу, 1941-1961" и в 1965 г. - воспоминания "Союз Первопо-ходников, 1919-1965". 4) Николай Иванович род. 1899 г., студент Горного Института в Екатеринославе, хорунжий, участник Первого и Второго Кубанских походов и борьбы за Казачью Идею. При эвакуации Крыма в 1920 г. оставлен в Алуште тяжело раненым и зверски замучен ленинцами.
Третьяковы
Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, из купцов города Малого Ярославца, прибыл в Москву в 1774 году семидесятилетним стариком с женой Василисой Трифоновной, урожденной Бычковой, и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года. В 1800 году Захар Елисеевич остался вдовцом с малолетними детьми, снова женился в 1801 году; от второй жены Авдотьи Васильевны родился сын Михаил. В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой. Он скончался в 1850 году, 49-ти годов от роду. У него были дети: старший сын Павел Михайлович, родившийся в 1832 году, Сергей Михайлович (1834), Елизавета Михайловна (1835), Софья Михайловна (1839) и Надежда Михайловна. Павел Михайлович был женат на Вере Николаевне Мамонтовой, Сергей Михайлович — на Елизавете Сергеевне Мазуриной. Елизавета Михайловна была замужем за Владимиром Дмитриевичем Коншиным, Софья Михайловна — за Александром Степановичем Каминским. Надежда Михайловна — за Яковом Федоровичем Гартунгом. Все дети получили полное домашнее образование. Учителя ходили на дом, и Михаил Захарович сам следил за обучением детей. История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно связаны друг с другом. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых. Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура льняных изделий. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты вроде Кокорева всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку. Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, но все-таки эта семья никогда не считалась одной из самых богатых; упоминая об этом, подчеркиваю, что при создании своей знаменитой галереи Павел Михайлович тратил огромные, в особенности по тому времени, деньги, может быть, несколько в ущерб благосостоянию своей собственной семьи. Оба брата усердно занимались своими промышленными делами, но это не мешало им уделять немало времени и иной деятельности: оба они широко занимались благотворительностью, в частности ими было создано весьма ценное в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Было и другое: Сергей Михайлович много работал по городскому самоуправлению, был городским головой. Павел Михайлович целиком отдал себя собиранию картин. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович собирал как любитель; Павел Михайлович видел в этом своего рода миссию, возложенную на него Провидением. О Третьяковской галерее существует целая литература. Недавно в Советской России была опубликована книга, составленная его дочерью, Александрой Павловной Боткиной, «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». Нет поэтому, думается мне, оснований подробно здесь на этом останавливаться. Я приведу лишь для полноты характеристики несколько строк, обрисовывающих то, как он сам понимал свою миссию: в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи его покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать в дорогом мне городе полезным учреждениям, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мной коллекцию». Эта же последняя мысль нашла отражение в его приписке к духовному завещанию, сделанной незадолго до его смерти. Давая иное назначение завещанному капиталу на приобретение новых картин, он говорит: «Нахожу не полезным и не желательным для дела, чтобы Художественная галерея пополнялась художественными предметами после моей смерти, так как собрание и так уже очень велико и еще может увеличиться, почему для обозрения может сделаться утомительным, да и характер собрания может измениться, то я по сему соображению…» — и т. д. Нужно сказать, что эта приписка, о юридическом значении которой юристы немало спорили, осталась невыполненной, и галерея стала менять свой характер еще до революции, когда во главе ее стоял И. Грабарь. Передачу галереи городу Павел Михайлович хотел произвести возможно более тихо, без всякого шума, не желая быть в центре общего внимания и объектом благодарности. Ему это не удалось, и он очень был недоволен. Его особенно огорчил собранный в Москве съезд художников, на который он не пошел, и статья В.В. Стасова в «Русской старине». Эта статья появилась в декабрьской книжке 1893 года и произвела большое впечатление. В ней впервые было обрисовано то значение, которое имело третьяковское собирательство картин для развития русского искусства и, в частности, живописи. Вот как характеризует Стасов Третьякова как собирателя: «С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к своему дорогому делу. Крамской писал ему в 1874 году: «Меня очень занимает, во все время знакомства с вами, один вопрос: каким это образом мог образоваться в вас такой истинный любитель искусства. Я очень хорошо знаю, что любить разумом очень трудно». От брака с В. Н. Мамонтовой у Павла Михайловича было шесть человек детей — два сына и четыре дочери. Один из сыновей, Иван, умер восьмилетним мальчиком, другой, Михаил, пережил отца, но был болен душевной болезнью. Из дочерей две, — Александра и Мария, — были замужем за двумя братьями Боткиными, Сергеем и Александром Сергеевичами. Сергей Сергеевич был доктором медицины, в дальнейшем — лейб-медиком, как и его отец Сергей Петрович. Вера Павловна была женой известного музыканта А. И. Зилоти, а Любовь Павловна вышла за художника Н. И. Гриценко. У Сергея Михайловича от первого брака (с Елизаветой Сергеевной Мазуриной) был сын Николай Сергеевич, скончавшийся сравнительно рано; других сыновей у него не было. Николай Сергеевич был женат на Александре Густавовне Дункер, сестре инженера К. Г. Дункера. У них было два сына и три дочери. Старший сын, известный общественный деятель Сергей Николаевич Третьяков, женат на Н. С. Мамонтовой. П. Бурышкин
Источник: 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. 1995