в Древней Греции гребное судно с тремя рядами весел.
Триера
ТРИЕРА
воен. гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавш. тремя ярусами (в верхнем — по 31, в следующих — по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первонач. неполная, позднее — сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина — до 36,5 м, ширина — 4,26 м, водоизмещение — 82 т; экипаж — до 200 чел.; скорость — 5,4 узла. Существовали также суда с 1 — 2 (в Др. Риме униремы и диремы) и 4 — 5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и ср. размерам, явл. осн. типом воен. гребного корабля.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТРИЕРА
греч. trinrns) - военное гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавшихся тремя ярусами (в верхнем - по 31, в следующих - по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первоначально неполная, позднее - сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина - до 36,5 м, ширина - 4,26 м, водоизмещение - 82 т; экипаж - до 200 чел.; скорость - 5,4 узла. Существовали также суда с 1-2 (в Др. Риме уни-ремы и диремы) и 4-5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и средним размерам, являлись осн. типом воен. гребного корабля.
Триера
от греч. treis - три, eres - гребец)
основной тип боевого корабля в Средиземноморье. Главным его оружием был таран - продолжение килевого бруса. Длина т. колебалась от 36,5 до 45 м; команда состояла из 170 гребцов, размещавшихся тремя ярусами в верхнем - по 31, в остальных - по 27 с каждой стороны. В экипаж входило ок. 200 человек. Скорость т. достигала 14 км/ч; оснащение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклоненной мачте в носовой части корабля. У римлян такие корабли назывались триремами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
основной тип боевого корабля в Средиземноморье. Главным его оружием был таран - продолжение килевого бруса. Длина т. колебалась от 36,5 до 45 м; команда состояла из 170 гребцов, размещавшихся тремя ярусами в верхнем - по 31, в остальных - по 27 с каждой стороны. В экипаж входило ок. 200 человек. Скорость т. достигала 14 км/ч; оснащение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклоненной мачте в носовой части корабля. У римлян такие корабли назывались триремами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Триера
(греч. trieres, лат. triremis), простое по конструкции, маневр, военное гребное судно с тремя рядами весел. Дл. Т. составляла 40–50 м, шир. — 5 м. Команда состояла из 200 человек, среди них — 170 гребцов, около 20 матросов и 10–12 воинов. До сих пор неясно, были ли одновременно задействованы все три ряда весел и на каждого гребца при этом приходилось по одному веслу или на трех гребцов приходилось по одному веслу. Первые Т. появились в 6 в. до н. э. на Эгейском м. Во время греко-перс. войн афинский флот состоял преим. из этих судов, так же как и военный флот диадохов. Флот карфагенян тоже частично состоял из Т., а римляне держали на вооружении этот тип боевых судов наряду с тяжелыми боевыми кораблями вплоть до позднего периода Римской империи. Расходы на строительство, как и расходы на содержание одной Т., составляли один талант в год и оплачивались богатыми гражданами в форме литургии.
рис. Триера (6 — 5 вв. до н.э.).
рис. Триера (6 — 5 вв. до н.э.).
Источник: Словарь античности. 1989