Троица
ТРОИЦА
в христ. теологич. представлениях бог, сущность к-рого едина, но бытие к-рого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотивш. в Иисусе Христе) и Духа святого — животворящего начала.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Троица
в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого - животворящего Начала. По православной доктрине, Третья ипостась исходит от Первой, по католической - от Первой и Второй. Троица долгое время не была предметом изображения в искусстве.
Источник: Исторический словарь
ТРОИЦА
один из основных догматов христианской церкви, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах, ипостасях: бог-отец, бог-сын (логос — «слово») и святой дух. Кроме того, один из двунадесятых православных церковных праздников, установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которое трактуется как начало широкого распространения христианства, отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. В иконописи — изображение трех ангелов, символ Троицы, распространенный иконописный сюжет, воплощенный, в частности А. Рублевым (конец XIV в.—1427 г.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРОИЦА
1) Одно из названий двунадесятого православного праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, или Пятидесятницы. На Троицу принято украшать храмы и дома березовыми ветвями, травой и цветами. Живые цветы, трава и зеленые растения указывают также на обновление людей Духом Святым.
2) Название иконы Андрея Рублева. Выдающееся произведение духовной православной живописи начала XV в. Была написана для Троицкого собора ТроицеСергиева монастыря. Традиционный сюжет иконы – библейская легенда о явлении Бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей у дуба Мамврийского. Но эмоциональное содержание иконы Рублева далеко выходит за рамки ее традиционного толкования. Художник воплотил в «Троице» свой идеал восприятия божественного человеком, гениально передал представление о совершенстве, тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. Персонажи Рублева выражают состояние внутреннего покоя и молитвенного созерцания. Иконе свойственна атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов, по типу русских, а не греческих, гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии. Икона пронизана светом и надеждой. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
2) Название иконы Андрея Рублева. Выдающееся произведение духовной православной живописи начала XV в. Была написана для Троицкого собора ТроицеСергиева монастыря. Традиционный сюжет иконы – библейская легенда о явлении Бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей у дуба Мамврийского. Но эмоциональное содержание иконы Рублева далеко выходит за рамки ее традиционного толкования. Художник воплотил в «Троице» свой идеал восприятия божественного человеком, гениально передал представление о совершенстве, тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. Персонажи Рублева выражают состояние внутреннего покоя и молитвенного созерцания. Иконе свойственна атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов, по типу русских, а не греческих, гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии. Икона пронизана светом и надеждой. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
Источник: Основы православной культуры. 2011
"Троица"
икона преп. Андрея Рублева, великого русского иконописца конца XIV – первой половины XV в. Точные даты его рождения и смерти неизвестны. Предполагается, что он родился ок. 1360 и умер ок. 1430. В ранний период своей жизни Рублев мог учиться и работать в Византии и Болгарии. Дальнейшая жизнь иконописца связана с двумя иноческими обителями – ТроицеСергиевой лаврой и СпасоАндрониковым монастырем в Москве. Вместе с выдающимся иконописцем Феофаном Греком Андрей расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, а с близким другом Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире. Живя в высокодуховной атмосфере святости, инок Андрей хорошо знал творения византийских отцов Церкви. Его знаменитая икона «Троица», созданная в первой половине XV в. для Троицкого собора ТроицеСергиевой лавры, явилась проникновенным воплощением богословского созерцания в художественных символах и красках, не имеющим подобия ни в грекоправославном, ни в римскокатолическом мире. Стоглавый церковный собор (1551) возвел иконопись А. Рублева во всеобщий образец, создав образ идеального иконописца (в 43й главе Стоглава) в значительной мере на основании жития преп. Андрея. Признание высокой духовной ценности его трудов со стороны РПЦ отражается в учреждении (2001) ордена и медали преподобного Андрея Рублева для награждения людей, которые отличились на поприще церковного искусства и иконописи. Память преп. А. Рублева 17 июля по нов. ст.
Источник: Краткий православный словарь.
ТРОИЦА
греч. trias, лат. trinitas) - 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица Т. равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Т. в филос. аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религ. учение догмат о Т. - попытка осмысления связи между "всеблагим и всемогущим богом" и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христ. вероучению, через посредника - Логоса, принявшего образ человека (Иисус Христос). В Новом завете нет термина "Т."; он впервые появляется у богословов кон. 2 в. н. э. (Феофил, Тертуллиан), учение о Т. было развито в 3 в. (Ориген). Идея троичности божества породила острую дискуссию в христ. церкви (т. н. тринитарные споры). Догмат о Т. был закреплен на 1-м Никейском (325) и 1-м Константинопольском (381) Вселенских соборах. Отрицали догмат о Т. многие секты (см. Антитринитарии). Нек-рые мистики (напр., иоахимиты) соотносили Т. с трехчастным членением всемирно-историч. процесса (эра отца, эра сына, эра духа). 2) Т., или троицын день, - принятое в православии назв. общехрист. праздника, приходящегося на 50-й день после пасхи, иначе называется пятидесятницей (так же, как во всех др. христ. вероисповеданиях). В католицизме называют троицыным днем (dies trinitatis) воскресенье, наступающее через неделю после пятидесятницы. Праздник связан с легендой о сошествии св. духа на апостолов и о получении ими "дара языков" в предвестие вселенской проповеди христианства. Символика троицына дня связывалась иногда на Руси с идеей нац. сплочения, на ср.-век. Западе - с идеей социального обновления (напр., у последователей Иоахима Флорского).
ТРОИЦА
Отец, Сын и Святой Дух, Бог, единый по сущности, но существующий в трех Ипостасях. Слово «Троица» в Священном Писании не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и отличительную черту христианского вероучения. Само слово «Троица» встречается у отцов и учителей Церкви и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения. В Священном Писании о Святой Троице многократно говорится и в Ветхом Завете (только не так ясно) и в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Святой Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению людей – при крещении от Иоанна. Kогда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Kоторый сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Kотором Мое благоволение (Mф. 3, 16-17; ср.: Mк. 1, 10-11; Лк. 3, 21-22). По Своем воскресении, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Mф. 28, 19). И Церковь постоянно исполняет эту заповедь в Таинстве Kрещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Учение о Святой Троице постоянно сохранялось и возвещалось и до сих пор свято хранится и возвещается в Святой Церкви с апостольских времен. Хотя невозможно постичь внутреннюю тайну троичности Божества, но мы веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Kор. 2, 11). Различие между Лицами Святой Троицы следующее: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы совершенно равны. Kак Отец – истинный Бог, так и Сын – истинный Бог, и Дух Святой – истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях – единый Tpиипостасный Бог.
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Kотором Мое благоволение (Mф. 3, 16-17; ср.: Mк. 1, 10-11; Лк. 3, 21-22). По Своем воскресении, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Mф. 28, 19). И Церковь постоянно исполняет эту заповедь в Таинстве Kрещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Учение о Святой Троице постоянно сохранялось и возвещалось и до сих пор свято хранится и возвещается в Святой Церкви с апостольских времен. Хотя невозможно постичь внутреннюю тайну троичности Божества, но мы веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Kор. 2, 11). Различие между Лицами Святой Троицы следующее: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы совершенно равны. Kак Отец – истинный Бог, так и Сын – истинный Бог, и Дух Святой – истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях – единый Tpиипостасный Бог.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Троица
1) В христ. вероучении Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех Ипостасей: Отца – запредельного, безначального, невыразимого, безусловно личного и сокровенного Абсолюта; Сына – Логоса, т. е. абсолютного Смысла, Образа Отца, Слова Божия (воплотившегося в Иисусе Христе), начала всякого оформления и выражения; Духа Святого – жизненной Энергийности Отца, определяющей реальность и истинность содержания всякого акта, действия, воплощения. Т. есть Абсолютная Личность, не замкнутая и зависимая от чеголибо, но имеющая в Себе всю полноту совершенных бытия и смысла. Поэтому отношения между Ипостасью (обладающей живым личностносокровенным существованием) и усией (природой, сущностью, субстанциальностью) в Т. нельзя истолковывать аналогично отношениям между личностью и природой человека. Человек является неабсолютной, несовершенной, тварной личностью. Его природа создана Богом, и он может существовать как личность только в рамках внешнего его духу промыслительно организованного мира. Бог же, как Абсолютная Триединая Личность, находится в ипостасном единстве со Своей природой. Таким образом, каждая Ипостась Троицы содержит в себе всю природу Божества, а природа Божества немыслима вне Ипостаси. Отмечая антиномичность отношений между природой и Лицами, абсолютно тождественными и абсолютно различными, В. Н. Лосский замечает, что начало единства Бога греческие отцы всегда видели в Личности Отца, Который, будучи началом двух других Лиц, устанавливает их соотношение с единой природой Божества как рождение и исхождение. Стало быть, интуиция личностного понимания Бога не позволяла святым отцам разрывать, противопоставлять «Ипостась» и «усию», но, отрицая идею абстрактного Божества, заставляла использовать понятия личности и природы практически как синонимы и в апофатических целях: для того, чтобы преодолеть наш рассудок, не дать ему объективировать Божественную сущность вне Лиц. Ибо единое Божество одновременно принадлежит трем Ипостасям и присуще каждой из них: Отцу – как Источнику, Сыну – как Рожденному, Духу – как от Отца Исходящему. Все Лица Бога участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: всё от Отца (ибо Он дает бытие), через Сына (ибо все реализуется через Его оформляющую смысловую силу), в Духе (ибо всё получает от Него жизненную энергию).
2) День Святой Троицы, праздник РПЦ. – См. Пятидесятница.
2) День Святой Троицы, праздник РПЦ. – См. Пятидесятница.
Источник: Краткий православный словарь.
ТРОИЦА
Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца («Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»), Сына («единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша») и Духа Святого («Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки»). Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины: «усия» — субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и «ипостась» — особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т. е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св. Троице восходит к некоторым местам Св. Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св. Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом («...во имя Отца, Сына и Святого Духа» — Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин I, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления — см.) и Преображения (см.). Догмат о Св. Троице — первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов — Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в «Троице» Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991