Троицы при Детской больнице святого князя Владимира церковь

Найдено 1 определение
Троицы при Детской больнице святого князя Владимира церковь
(Рубцовско-Дворцовая улица, дом № 1/3, строение 1).
Вторая по времени основания в Москве специализированная детская больница (первая существовала с 1842 г. на Малой Бронной улице) расположена в бывшем владении купца Ф.А. Гучкова, приобретенном городом в 1876 г. Ее выстроили на средства П.Г. фон Дервиза, концессионера и строителя Рязанской, Козловской и Курско-Киевской железных дорог, в память умершего сына Владимира. Строилась больница по проекту архитектора Р.А. Гедике при участии петербургского педиатра К.А. Раухфуса. В ее планировке использовались все новшества того времени. Больница была признана образцовой на Парижской выставке 1878 г. и на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г.
Храм был выстроен в русском стиле из кирпича с использованием разноцветных изразцов в наружном убранстве. Объемно-пространственная композиция разворачивается по его продольной оси с запада на восток и составлена из отдельных объемов колокольни и собственно храма, соединенных между собой коротким одноэтажным переходом, и тоже одноэтажной граненой апсидой. Объем колокольни, устроенной над западным входом, во втором ярусе представляет собой открытую звонницу, увенчанную шатром и главкой на глухом барабанчике. Мотив двойной арки с подвесной по центру гирькой в ярусе звонницы повторен и в оформлении входа крыльца, и в обрамлении окон второго света в объеме храма. Куб храма перекрыт сомкнутым сводом, декорирован снаружи тройным поясом кокошников и увенчан одной главкой на украшенном аркадой изящном барабане. Еще одна небольшая главка на барабане, как и над колокольней, венчает объем апсиды. Разновысокость перекрытий основных объемов композиции придает живописность общему силуэту храма. Мотив двойных арочек в обрамлении входа, окон и в оформлении звонницы, кирпичные бровки-тяги над входом и окнами апсиды, выделение ширинками с изразцовым заполнением угловых частей основных объемов и простенков апсиды — вот те немногие детали, которые придают всей композиции храма единство замысла и художественную выразительность. Храм поставлен на невысокий подклет, за стенами которого изначально располагался склеп для семейной усыпальницы фон Дервизов. Внутреннее пространство церковного здания строилось на его контрастном восприятии при переходе из одноэтажного притвора в двусветный парадный зал с богатой внутренней отделкой. Храм от притвора и апсиды отделен короткими внутренними выступами его угловых конструкций, что хорошо видно на плане.
О внутренней отделке церкви, которая производилась по проекту архитектора А.П. Попова, не сохранилось никаких сведений, кроме того, что в ней использовались ценные породы древесины. Церковная утварь была исполнена итальянскими мастерами по рисункам Д.И. Гримма, строителя церквей и вилл в имениях фон Дервиза в Ницце и Лугано, а также в его рязанском поместье Старожилово. Храм на общей территории, где располагалось восемь больничных корпусов, а также целый ряд жилых и подсобных строений, занимал особое место. Он был отделен от других построек металлической оградой с каменными столбами, и к нему с улицы устроили отдельный вход с красивыми арочными проездными воротами, увенчанными фронтоном с расположенным над ним киотом с крестом.
После закрытия храма в 1920-е гг. он долгое время использовался под жилье. После выселения жильцов в 1970-е гг. при пожаре исчезла вся сохранявшаяся внутренняя отделка. В подклете, в бывшей усыпальнице фон Дервизов, устроили бойлерную Детской клинической больницы № 2 имени И.В. Русакова. В настоящее время церковь восстановлена, ее освятили 15 апреля 1994 г., а детская больница вновь носит имя Святого Владимира.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.