Троицы в Никитниках церковь

Найдено 1 определение
Троицы в Никитниках церковь
(Никитников переулок, дом № 3).
В далеком XV веке на высоком берегу Москвы-реки, называемом Глинище, стоял маленький острожек со Спасской церковью. В начале XVII в. на ее месте уже существовала церковь Никиты мученика. В 1622 г. в Москву из Ярославля прибыл богатейший купец Григорий Никитников. Он поселился в Китай-городе возле этой церкви. В 1626 г. деревянная Никитская церковь сгорела, и Никитников развернул в своей усадьбе грандиозное строительство новой каменной церкви в честь праздника Живоначальной Троицы, ставшей одновременно приходской Китай-города. И конструкция, и объемно-пространственная композиция, да и декоративное убранство храма не имели аналогов в прошлом. Композиционным ядром храма является пятиглавый куб из кирпича на высоком белокаменном подклете (подклет купеческих церквей предназначался для склада товаров) с сомкнутым сводом и одной апсидой. Снаружи свод декорирован рядами килевидных кокошников — дань московской традиции. Однако кокошники располагаются не совсем обычно, а по-новому — «вперебежку», то есть в шахматном порядке. Что касается традиционного пятиглавия, то необычным в нем представляется наличие четырех декоративных глав при одной световой. Главы в древнерусской архитектуре всегда служили источником света, излучаемого небесами в храм. Храм Троицы выглядит как громадный подсвечник с маковками глав-свечей, возносящих высоко в небо позолоченные просечные узорные кресты. С запада примыкает трапезная. Два придела с восточной стороны являются миниатюрными слепками основного объема: сомкнутые своды, декоративное убранство стен, пышное завершение из килевидных кокошников «вперебежку». Единственное отличие — одна глава, украшающая глухой сомкнутый свод. Южный придел мученика Никиты — в память о бывшей деревянной церкви — родовая усыпальница Никитниковых. Северный Никольский придел со своей трапезной был, как предполагают, пристроен в 1653 г. наследниками Никитникова. Великолепная двухъярусная крытая галерея, примыкающая к храму только с двух сторон — севера и запада, оставляет полностью открытым обращенный к улице южный фасад. Она заканчивается протяженным лестничным маршем, выносящим к красной линии улицы нарядное шатровое крыльцо, которое выглядит как своеобразный финальный росчерк в конце этой странной асимметричной, чрезвычайно живописной композиции из объемов разной высоты, протяженности и завершенности. Оригинальной доминантой ансамбля является шатровая колокольня, расположенная в северо-западном углу. В ней размещен еще один придел — апостола Иоанна Богослова. Знаменитые фрески с четырьмя апокалипсическими всадниками из Страшного Суда написаны с западноевропейских гравюр конца XVI века.
Главный южный фасад выделяется насыщенным, даже избыточным декоративным убранством. На краснокирпичном фоне стен выделяется белый ордерный каркас — основа декора храма. Роспись была выполнена в 1652—1653 гг. Сюда входят Евангельские притчи, Деяния Апостолов, Страсти Христовы. Иконографическим источником являются голландские гравюры второй половины XVI века. Над стенными росписями и иконами трудились лучшие мастера Оружейной палаты: Я. Казанец, Г. Кондратьев, И. Владимиров и С. Ушаков. Деревянный резной иконостас создан еще при жизни Никитникова московскими и ярославскими резчиками в 1640 г. Храмовая икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Иосифа Владимирова является первой в русской иконописи подписной иконой — клеймо с именем автора стоит на обратной стороне иконной доски. В церкви хранится список чудотворной Грузинской иконы Божией Матери 1654 г. Ее явлением Москва была избавлена от эпидемии моровой язвы. В 1904 г. в память об этом событии в подклете центрального четверика устроили придел Грузинской иконы Божией Матери.
В 1923 г. в храме открыли музей Симона Ушакова, но еще продолжались богослужения, которые прекратились в 1929 г. Последним настоятелем храма (с 1926 г.) был отец Сергий Голощапов (1882—1937), который привел богослужебный устав в соответствие с монастырским. В 1937 г. он был арестован и расстрелян. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. После закрытия храм стал филиалом Исторического музея. В 1941 г. музей эвакуировали, а церковь приспособили под склад. В 1960-е гг. музей вновь открыли. В 1999 г. в подклете храма возобновились богослужения.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.