Труа
Труа
город, где 21 мая 1420 г. англ. король Генрих V и фр. король Карл VI подписали договор, согласно которому Генрих V объявлялся регентом Франции и наследником Карла VI. Фр. король и его жена Изабелла Баварская сохраняли свои королев, титулы до конца жизни, а затем они переходили к англ. дому. Генрих V вступал в брак с дочерью Карла VI Екатериной, чтобы их дети в будущем реально воплотили факт объединения корон. Сын Карла VI и Изабеллы дофин Карл лишался наследственных прав, законность его происхождения была поставлена под сомнение. Договор в Т. был подготовлен сторонниками бургинъонов, а подлинными творцами его считаются герцог Бургундии Филипп III Добрый и его окружение. Вероятно, идею договора поддержала и Изабелла Баварская. Народная молва считала, что рукой Карла VI «водила» Изабелла, и нарекла ее погубительницей фр. королевства. Договор в Т. фактически объединил короны Англии и Франции. Франция утрачивала свою независимость и становилась частью объединенного англо-французского королевства.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Труа
, Жан Франсуа де (Troy, Jean Francois de) 1679, Париж — 1752, Рим. Французский живописец. С 1699 по 1706 учился в Италии на средства своего отца и учителя художника Франсуа де Труа (1645—1730). В 1708 был принят в Академию, в 1719 получил звание профессора. Ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно Гверчино (Сусанна и старцы, 1715, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Лот с дочерьми, 1721, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Следуя легкомысленным нравам эпохи, он много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого сюжет, мифологический, библейский или галантный (Сусанна и старцы, 1727, Руан, Музей изящных искусств; Смерть Клеопатры, 1731, Страсбург, Музей изящных искусств; Рождение Венеры; Юпитер и Леда; Общество в парке, 1731, все — Берлин, Гос. музеи). В 1730-е по заказу короля де Труа выполняет декоративные работы для Версаля: Охоту на льва (1736, Амьен, Музей Пикардии) для Малых апартаментов короля, Обед с устрицами (1737, Шантийи, Музей Конде) для столовой и др. Де Труа писал удивительно легко и быстро, его композиции, хотя и несколько театральные, полны воображения и колористического богатства. Художника любили и уважали современники, особенно его ученики, т. к. он был превосходным педагогом, Вьен обязан ему многим. В 1738 де Труа назначен директором Французской академии в Риме; в эти годы он много работает над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов (История Эсфири, История Ясона и Медеи). Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят де Труа в ряд выдающихся живописцев. Однако после 1750 художественные вкусы во Франции резко меняются, и в январе 1752 де Труа умирает в Риме, смещенный с поста, впавший в немилость и лишенный возможности вернуться в Париж.
Лит.: Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Dimier L. Les peintres francais du XVIII siecle. Histoir des vies et catalogues des ?uvres. Bruxelles, 1930. Vol. II.
Н. Золотова
Лит.: Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Dimier L. Les peintres francais du XVIII siecle. Histoir des vies et catalogues des ?uvres. Bruxelles, 1930. Vol. II.
Н. Золотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006