фр. troubadour – слагать стихи) – провансальские поэты-певцы ХI – ХIII вв. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни.
ТРУБАДУРЫ
Трубадуры
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ТРУБАДУРЫ
находить, слагать стихи — провансальские поэты и певцы XI—XIII вв. Изысканная лирика Т. воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни (Бертран де Борн и др.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ТРУБАДУРЫ
(в Южной Франции), ТРУВЕРЫ (в Северной Франции) – поэты-музыканты, певцы любви и Прекрасной Дамы (XII–XIV вв.). Служение Даме стало целью куртуазного рыцаря. Трубадурами были и знатные сеньоры, и бедные рыцари, и странствующие простолюдины. Они создали кодекс куртуазного поведения. Служили суверену, славили его, создавали песни о его деяниях. Двор сеньора, замок – место творчества и источник благосостояния, там царят «радость и веселье». Куртуазная любовь воспринималась как повод к моральному совершенствованию влюбленного. Дама трубадуров – Донна (госпожа), предмет изысканной, утонченной любви. Жанры любовной лирики: кансоны, пастурель (любовный спор пастушки и рыцаря-поэта), альба (утренняя песня), серенада (с XIII в. песня ожидания свидания), веселые танцевальные песни, сирвента («служебная песня» на темы политики или морали), тенсона (диспут в стихах, свободный диалог на заданную тему).
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ТРУБАДУРЫ
прованс. ед. ч. trobador, от trobar – находить, изобретать), средневековые поэты Прованса, Аквитании, Каталонии, а также Сицилии и Ломбардии (11–13 вв.), начавшие сочинять стихи не на латыни, а на национальных романских языках. В основном это богатые рыцари (герцог Гильом IX Аквитанский, Раймбаут д Ауренга и др.), но также клирики (Монах из Монтаудона), выходцы из народа (Бернарт де Вентадорн) и даже дамы-поэтессы (графиня де Диа). Основная тема – любовь (Гираут де Борнель, Пейре Алвернья), но иногда – политика (Бертран де Борн) и антиклерикализм (Пейре Карденаль). Главные жанры: кансо (см. Канцона), альба (утренняя любовная песня), пасторела (песня о пастушке), сирвентес (песня на гражданскую тему), тенсо и партимен (песни-прения). Основные стили: «ясный» (общеупотребительная лексика), «богатый» (высокая лексика) и «темный» (метафорическая лексика). Изобретателя секстины Арнаута Даниеля, «ковача родного слова», боготворил Данте («Божественная комедия», «Чистилище», песнь XXVI).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ТРУБАДУРЫ
франц. troubadour, от прованс. trobador, от trobar - находить, слагать стихи) - южно-франц. поэты кон. 11-13 вв. Известно ок. 500 Т., как правило, светских феодалов (б. ч. мелких рыцарей, живших при дворах могуществ. сеньоров), реже - горожан (напр., Фуше Марсельский (1-я пол. 13 в.) - сын купца, Пейре Видаль (ок. 1175 - ок. 1210) - сын тулузского меховщика, Фигейра (13 в.) - из семьи портного, Арнаут Марейль - нотариус). Гл. темы поэзии Т. - любовь (характерен культ "прекрасной дамы") и воинские подвиги. Сохранилось 35 песен Т. о крестовых походах (в числе авторов - их непосредственные участники: Гильом де Пуатье (нач. 12 в.), Рембаут де Вакейрас (1-я пол. 13 в.) и др.). В стихах нек-рых Т. (напр., Бертрана де Борн (ок. 1140-1215)) значит. место занимают социально-политич. сюжеты. Отличит. черты творчества Т. - мирской дух, воспевание радостей жизни. В произв. ряда Т. 13 в. звучат антипапские мотивы (у Гюго де Бреги (кон. 12 - нач. 13 вв.), Понса Кальдюэльского (1-я пол. 13 в.), Эльяса Кайреля (1-я пол. 13 в.)). Поэзия Т. "... служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов, да и для немцев и англичан" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 378). Под влиянием творчества Т. складывалась поэзия нем. миннезингеров (расцвет к-рой относится к сер. 13 в.). Лит.: Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911; История франц. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1946, с. 80-93; Wellner F., Die Troubadours..., Lpz., 1942; Boutiere J. et Scliutz A. H., Biographies des troubadours, P., 1950; Hoepffner K., Les troubadours, P., 1955; Davenson H., Les troubadours, (P., 1961); Pillet A., Bibliographie der troubadours, Halle, 1933. M. А. Заборов. Москва.
Трубадуры
фр. troubadour, от прованс. trobar — сочинять, находить, изобретать, импровизировать) — южнофр. поэты конца XI—XIII в. Известно почта 500 имен т. (из них 30 женщин), которые занимали различное общественное положение. Среди т. было много рыцарей, живших при дворах могущественных сеньоров, меньше горожан: Фолькет Марсельский (1178—1231) — сын генуэзского купца, Пейре Видаль (ок.1175 — ок.1210) — сын тулузского меховщика, Фигейра (XIII в.) — из семьи портного и др., клириков; встречаются имена королей, знатных феодалов. В поэзии провансальских т. переплелись народная песенная лирика, ант. традиции и лирика вагантов. Она отличалась от более ранней лит. светским характером.
В поэзии т. главное место занимала тема высокой, куртуазной любви. Она изображалась как могучее нравственное чувство, которое облагораживает и возвышает человека. Признанным мастером любовной песни был Бернарт де Вентадорн. Любовь была основной, но не единственной темой лирики т. Некоторые из них воспевали воинские подвиги. Сохранилось около 35 песен т. о крестовых походах (в числе авторов — их непосредственные участники: Гильом де Пуатье, Рембаут де Вакейрас и др.). Значительное место занимала и общественно-полит, проблематика (напр., Бертран де Борн) и антипапские мотивы. В соответствии с содержанием своей поэзии т. выработали новые жанровые формы: кансон (любовная песня), альба (утренняя песня), тенсон (стихотворный диалог двух поэтов на литературные, моральные и другие темы), сирвента (полит, и моральные темы). В нач. XIII в. в результате альбигойских войн замечательная культура Прованса была уничтожена. Многие т. погибли, другие бежали в Италию, Испанию, распространяя там свое искусство.
Лит.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Фридман РА. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Ученые зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965.
В поэзии т. главное место занимала тема высокой, куртуазной любви. Она изображалась как могучее нравственное чувство, которое облагораживает и возвышает человека. Признанным мастером любовной песни был Бернарт де Вентадорн. Любовь была основной, но не единственной темой лирики т. Некоторые из них воспевали воинские подвиги. Сохранилось около 35 песен т. о крестовых походах (в числе авторов — их непосредственные участники: Гильом де Пуатье, Рембаут де Вакейрас и др.). Значительное место занимала и общественно-полит, проблематика (напр., Бертран де Борн) и антипапские мотивы. В соответствии с содержанием своей поэзии т. выработали новые жанровые формы: кансон (любовная песня), альба (утренняя песня), тенсон (стихотворный диалог двух поэтов на литературные, моральные и другие темы), сирвента (полит, и моральные темы). В нач. XIII в. в результате альбигойских войн замечательная культура Прованса была уничтожена. Многие т. погибли, другие бежали в Италию, Испанию, распространяя там свое искусство.
Лит.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Фридман РА. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Ученые зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ТРУБАДУРЫ
(провансальское trobar — сочинять, изобретать, импровизировать; лат. trono — создаю тропы, воспеваю) — средневековые поэтыпевцы XI–XIII вв., выходцы из Прованса, разрабатывавшие любовно - рыцарскую тематику. По названию провинции Провансаль, их еще называли провансальскими поэтами. Трубадуры создали тип лирической поэзии, воспевающий куртуазную любовь. В своих стихах они идеали-зировали женщин и прославляли подвиги их покровителей. В их произведениях отражались рыцарские идеалы того периода. Среди 500 имен трубадуров, до-шедших до нас, можно найти имена членов королев-ского рода (герцог Гильем Аквитанский, граф Рамбаут д?Ауренга), знатных феодалов, горожан, клириков, простолюдинов (сын повара Бернарт де Вентадон, сын портного Гильем Фигейра, сын крестьянина Гираут де Борнейль), но больше всего министериалов — лично несвободных служилых рыцарей. В числе провансальских трубадуров встречаются также имена 30 женщин. Как правило, это знатные дамы, среди которых наибольшей известностью пользовались кансоны гра-фини де Диа, Аделаиды де Поркайраргес, Марии де Вентадоны, Клары Андузской и др. Трубадуры входили в состав свиты короля или крупного феодала, сопровождали своего сеньора в Крестовых походах, прини-мали участие в рыцарских турнирах, судах любви, всевозможных «потехах», которыми сопровождались придворные церемониалы. Созданные ими кансоны, альбы, сирвентесы, пастурелы, тенсоны и др. трубадуры исполняли под аккомпанемент виолы или арфы. Те из поэтов, кто не обладал певческим даром, прибегали к помощи певцов-профессионалов — жонглеров. Лирика трубадуров открыла мир человеческих чувств, ввела рифму в европейскую поэзию, соединила музыку с тек-стом. В середине XIII в. появляются сборники прозаи ческих «биографий трубадуров», в которых были со-браны предания и анекдоты из жизни знаменитых провансальских поэтов. Судьба многих из них трагична: после поражения Прованса в ходе двадцатилетней кровопролитной войны с северофранцузскими феодалами многие трубадуры погибли, защищая свою родину, другие бежали в Италию, Испанию, Англию или нашли защиту в монастырских обителях (Бертран де Борн), распространяя повсюду свое искусство.