ТРУБЕЦКОЙ Павел Петрович (Паоло)
ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович
15.02.1866 (Интра, близ Лаго-Маджоре, Италия) 12.02.1938 (Интра-Палланца, Италия). Скульптор. Сын русского дипломата кн. П. И. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс. Детство провел на вилле родителей Ада ди Гиффа близ озера Маджоре. Систематического художественного образования не получил: занимался лепкой под руководством живописца Д. Ранцони. В 1884 поселился в Милане, совершенствовался в скульптурных мастерских Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро. С 1885 работал в собственной студии. Был одним из первых скульпторов, работавших в импрессионистской манере. Создавал небольшие фигурки животных и портретные статуэтки (Дж. Пуччини, Дж. Сегантини, А. Тосканини и др.). В 1886 показал скульптуру «Лошадь» на выставке в г. Брера. В том же году провел персональную выставку в США; несколько его работ приобрел Музей Сан-Франциско. В 1890 получил 1-ю премию за проект конного памятника Дж. Гарибальди для Неаполя и Милана. В 1891 участвовал в конкурсе проектов памятника Данте для г. Тренто. В 1896 создал мраморный памятник сенатору К. Кадорна в Палланце. В 1883 впервые посетил Россию. В 1897 приехал в Петербург, вошел в круг «Мира искусства». В 1898-1906 работал в Москве, состоял профессором скульптуры в МУЖВЗ. В России создал более 50 произведений: «Московский извозчик» (1898), «Араб с верблюдом» (1899), «Сидящий сеттер» (1899), «Девочка с собакой. Друзья» (1901), портреты кн. М. Н. Гагариной (1898), кн. М. К. Тенишевой (1899), И. И. Левитана (1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906) и др. Весной 1898 познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил серию его карандашных портретов, бюст и статуэтку «Лев Толстой на лошади». Позже намеревался создать памятник Толстому в Париже. В 1899-1906 работал над конным памятником Александру III для Петербурга, который был установлен в 1909 на Знаменской площади и вызвал острые споры в обществе (в 1937 был снят; ныне стоит перед Мраморным дворцом на Дворцовой набережной). С конца 1880-х постоянно участвовал в европейских выставках - в берлинском Сецессионе (1893, 1895, 1900, 1902) и парижских салонах: Осеннем (1904, 1909, 1912), Национального общества изящных искусств (1908, 1909), Общества художников-анималистов (1913), в международных выставках в Париже (1889, 1900— Почетная медаль, 1910 - Гран-при), Венеции (1895, 1897, 1899, 1901, 1903, 1907, 1909, 1914), Мюнхене (1892, 1897, 1905, 1909), Берлине (1896), Дрездене (1897, 1901), Вене (1898, 1899) и Риме (1911). В России работы экспонировались на выставках: «Художественный союз Россия-Франция» (М., 1898), МОЛХ (М., 1898-1900), ТПХВ (М., СПб., 1899, 1909/10; с 1910 - почетный член ТПХВ), «Мир искусства» (СПб., 1899-1903), 36-ти художников (М., 1901, 1902), СРХ (М., 1903/04; М., СПб., 1905; М., 1909/10,1912/13), «Современный русский женский портрет» (СПб., 1910). В 1906-14 жил в Париже, ежегодно ездил в Италию, посетил Швецию и Англию, бывал в России. Исполнил портреты многих европейских аристократов и знаменитостей, в том числе О. Родена, Г. Д’Аннунцио, А. Франса, Б. Шоу, А. Цорна. По заказу галереи Уффици создал автопортрет (1912). Работал над конкурсными проектами памятников Александру II для Петербурга (1910) и в честь 300-летия Дома Романовых для Костромы (1912), создал бронзовый памятник-бюст председателю 1-й Государственной Думы С. А. Муромцову на кладбище Донского монастыря в Москве (1912). В 1911-12 побывал в США. Провел персональную выставку в Художественном институте Чикаго. Во время поездки исполнил портрет морского офицера Ф.-Д. Рузвельта - будущего президента. В 1914 вновь приехал в США и был вынужден остаться из-за войны. Жил в Голливуде; портретировал кинозвезд, лепил фигурки индейцев и ковбоев. Создал проекты памятников Данте для Сан-Франциско и генералу X. Г. Отису для Лос-Анджелеса. Провел персональные выставки в Нью-Йорке, Детройте, Толидо, Филадельфии и Сан-Франциско. В 1921 вернулся в Париж. Ежегодно проводил лето в Палланце. в 1932 поселился там на вилле Кабианко. В последние годы создал обелиск воинам, павшим в I мировую войну, для Палланцы, статуи Дж. Пуччини перед Домом-музеем в Торре-дель-Лаго и в театре JIa Скала в Милане; продолжал заниматься мелкой пластикой. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1928), Милане (1933), Каире и Александрин (1934), в ряде городов Испании (1935/36) и в Бьелле (1937). Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932). Мемориальные выставки состоялись в Милане (1940) и Палланце (1952). В 1966 выставка, посвященная 100-летию со дня его рождения, прошла в Ленинграде, в ГРМ. Представлен в музеях Европы и США, в ГРМ, ГТГ и ГЭ; большая коллекция работ хранится в мемориальном музее в Палланце.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
ТРУБЕЦКОЙ Павел Петрович (Паоло)
15.2.1866, Интра, Италия - 12.2.1938, Палланца, Италия) - скульптор. Отец - из старинного княжеского рода. Мать - американка, пианистка Ада Винанс. Семья была тесно связана с художественными кругами Милана. Брат Т. - Пьеро, стал живописцем, портретистом высшего общества Лондона и Нью-Йорка.Т. рано обнаружил интерес к лепке; систематического художественного образования не получил, но его одаренность, тем не менее, позволила ему с легкостью овладеть необходимыми техническими навыками под наблюдением художника Дж.Гранди и в мастерских мраморщиков Д,Баркальи и Э.Баццаро. В 1886 на выставке в Брера восторженные отклики вызвала скульптура Т. «Лошадь». В том же году состоялась первая персональная выставка Т. в США: часть работ приобрел музей в Сан-Франциско.
Разорение семьи заставило Т. избрать искусство главным занятием.
Выступал сначала как скульптор-анималист, лепил с натуры животных. До конца дней он был несравненным «физиономистом» и «портретистом» представителей животного мира (исключая хищников, т.к. был вегетарианцем и членом многочисленных обществ защиты животных).
Десятилетие с 1886 по 1897 было трудным периодом в жизни Т. - он постоянно менял место жительства. Много трудился, не позволяя себе никаких перерывов, С появлением все новых и новых работ крепло мастерство.Т. ощутил в себе силы перейти к портрету. Среди исполненных в те годы портретных изображений выделялись портреты Дж.Сегантини (1897), статуэтка «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897). В 1890 он получил 1-ю премию в конкурсе на создание конного монумента Гарибальди в Милане; проектировал памятник Данте для Тренто (1891); в Палланце по проекту Т. был установлен памятник сенатору К.Кадорна. Пластический стиль Т. получил название скульптурного импрессионизма (внимание к натуре, убедительная передача острого впечатления, свободная, раскованная манера лепки, светоносная фактура). Наряду с итальянским скульптором М.Россо Т. принадлежал к ведущим мастерам этого стиля. Подобно О.Родену, Т. ввел в скульптуру современность, В России Т. впервые побывал в 1883у своих родственников, в 1897 переехал в Петербург, Это был уже зрелый мастер, хорошо известный в художественных кругах. Его скульптура, показанная в рамках выставки итальянских художников в российской столице, произвела фурор. Пытался преподавать (с 1898) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но неудачно: человек немногословный, по-русски говорящий с затруднениями, к тому же автодидакт, органически не способный выработать какой бы то ни было систематический подход к овладению скульптурным мастерством, Т. оказался чужд традиционным приемам педагогики. Он требовал от учеников лепки «из нутра», с обязательной передачей эффекта мгновенного впечатления, полученного от натуры. Ни о какой композиционной продуманности в расположении объемных масс и речи не шло; преподаватель, не вдаваясь в пояснения, собственноручно исправлял работу ученика. В конце концов из 60 записавшихся в мастерскую через два года осталось 2 человека. Вместе с тем новая пластическая форма, проповедуемая Т., была с большим воодушевлением воспринята русскими художниками; школой для них стали произведения маэстро, появлявшиеся на выставках. Они учились у Т. вниманию к натуре, динамике объемов, любви к «большим массам», «дышащей» фактуре со свободными темпераментными мазками.
Т. активно сблизился с деятелями «Мира искусства», которые горячо пропагандировали его произведения. После того, как итальянские власти отказали ему в праве демонстрировать работы в итальянском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900), Т. выставил их в русском отделе, получив награду. В России творческие достижения мастера были весьма значительны. Он исполнил около 50 станковых произведений: доминировали среди них портреты, анималистическая скульптура, бытовой жанр. В малой статуарной пластике Т. наиболее полно проявилось лирическое начало его творчества, умение придавать своим миниатюрам психологическую глубину, одухотворенность. Его любимыми материалами были пластилин и воск, позволявшие мгновенно фиксировать все изменения, происходившие в натуре. Малая пластика носила следы эскизной легкости и свободы, и вместе с тем она обладала способностью выдержать большие увеличения. Текучесть и живописность лепки, ее богатейшая светотеневая фактура отлично закреплялись в бронзовых отливках. Жанровость и портретность в соединении с характерностью, специфической выразительностью стали определяющими чертами искусства Т.
Как и в Италии, моделями Т. были преимущественно близкие ему по духу художники, общественные деятели, представители высшей аристократии.
Событиями в художественной жизни России стали портреты Л.Толстого (1899), Ф.Шаляпина (1899-1900), С.Витте (1901), С.Боткина (1906): жанровые и групповые композиции - «Московский извозчик» (1898), «Л.Н.Толстой на лошади» (1900), «Мать с сыном» (1901), «Девочка с собакой. Друзья» (1901) и др. Вершиной в творческом развитии Т.
явилась работа над памятником Александру III. Она доказала, что его дарованию, наряду с малой камерной пластикой, в равной мере была подвластна и монументальная скульптура. Выиграв заказ в конкурсе на памятник (1900), Т. лепил глиняную модель в натуральную величину в специально построенном павильоне у Александро-Невской лавры.
Требовательность к себе была столь велика, что несколько раз он разбивал совсем готовую статую. Модель окончательно была завершена в 1906. Открытие памятника на Знаменской площади в Петербурге произошло в мае 1909 в его отсутствие. Лаконизм очертаний тяжелой фигуры застывшего гиганта на коне вызывал ощущение подавляющей грозной силы.
Великолепная архитектоника монумента и гармоническое распределение масс сделали памятник выдающимся произведением искусства и вместе с тем придали ему многозначное общественное звучание. Правое крыло русского общества вначале одобрительно восприняло тяжеловесную силу памятника; демократические же круги сочли его сатирой («неповоротливый самодержавный городовой на ломовой кобыле»), в итоге правые стали требовать его снятия (после Октябрьской революции памятник был перемещен во внутренний двор Русского музея). Памятник Александру III воплотил существенный поворот в сфере монументального пластического мышления. Концентрация образа, широта возможных интерпретаций делали монумент «памятником идее», произведением высокой художественной силы.
Последняя работа Т., связанная с Россией, - присланный им из Парижа скульптурный бюст председателя 1-й Государственной думы С.Муромцева (1912, бронза, кладбище московского крематория). С 1906 Т. лишь наездами бывал в России, но его произведения появлялись на отечественных выставках вплоть до начала 1-й мировой войны.
В Париже, где он жил до 1914, известность приобрели созданные им портретные миниатюры О.Родена, А.Франса, Б.Шоу, Г.ДАннунцио: тогда же Т. впервые обратился к жанру ню. В 1912 галерея Уффици заказала ему автопортрет. Имела успех его выставка в США (1911), куда Т.
переехал в 1914 и где жил вплоть до 1920.В Америке Т. продолжал работать в области портретной и анималистической пластики, главным источником дохода были для него многочисленные статуэтки экзотическиромантического плана - пешие и конные ковбои, индейцы, кроме того, Т. исполнил модели для памятников Данте в Сан-Франциско и генерала Харрисона Грай Отиса в Лос-Анджелесе (1920). Дом Т. в Голливуде посещали многие знаменитости - Энрико Карузо, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс и др.
В 1921 Т. вернулся в Париж: на лето выезжал с семьей в Палланцу, где окончательно поселился в 1932 на вилле Кабианко. Совершил ряд поездок в связи с проведением своих выставок - в Александрию и Каир, в Бергамо и Сальсомаджоре. В последний период жизни Т., не прерывая занятий малой пластикой, снова обратился к монументальной скульптуре: монумент солдатам, павшим в 1-ю мировую войну, в Палланце; памятник Дж.Пуччини перед домом-музеем в Торре дель Лаго и статуя Пуччини для миланского театра «La Scala». В доме Т. в Палланце расположен мемориальный музей, сосредоточивший большую коллекцию его работ.
Разорение семьи заставило Т. избрать искусство главным занятием.
Выступал сначала как скульптор-анималист, лепил с натуры животных. До конца дней он был несравненным «физиономистом» и «портретистом» представителей животного мира (исключая хищников, т.к. был вегетарианцем и членом многочисленных обществ защиты животных).
Десятилетие с 1886 по 1897 было трудным периодом в жизни Т. - он постоянно менял место жительства. Много трудился, не позволяя себе никаких перерывов, С появлением все новых и новых работ крепло мастерство.Т. ощутил в себе силы перейти к портрету. Среди исполненных в те годы портретных изображений выделялись портреты Дж.Сегантини (1897), статуэтка «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897). В 1890 он получил 1-ю премию в конкурсе на создание конного монумента Гарибальди в Милане; проектировал памятник Данте для Тренто (1891); в Палланце по проекту Т. был установлен памятник сенатору К.Кадорна. Пластический стиль Т. получил название скульптурного импрессионизма (внимание к натуре, убедительная передача острого впечатления, свободная, раскованная манера лепки, светоносная фактура). Наряду с итальянским скульптором М.Россо Т. принадлежал к ведущим мастерам этого стиля. Подобно О.Родену, Т. ввел в скульптуру современность, В России Т. впервые побывал в 1883у своих родственников, в 1897 переехал в Петербург, Это был уже зрелый мастер, хорошо известный в художественных кругах. Его скульптура, показанная в рамках выставки итальянских художников в российской столице, произвела фурор. Пытался преподавать (с 1898) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но неудачно: человек немногословный, по-русски говорящий с затруднениями, к тому же автодидакт, органически не способный выработать какой бы то ни было систематический подход к овладению скульптурным мастерством, Т. оказался чужд традиционным приемам педагогики. Он требовал от учеников лепки «из нутра», с обязательной передачей эффекта мгновенного впечатления, полученного от натуры. Ни о какой композиционной продуманности в расположении объемных масс и речи не шло; преподаватель, не вдаваясь в пояснения, собственноручно исправлял работу ученика. В конце концов из 60 записавшихся в мастерскую через два года осталось 2 человека. Вместе с тем новая пластическая форма, проповедуемая Т., была с большим воодушевлением воспринята русскими художниками; школой для них стали произведения маэстро, появлявшиеся на выставках. Они учились у Т. вниманию к натуре, динамике объемов, любви к «большим массам», «дышащей» фактуре со свободными темпераментными мазками.
Т. активно сблизился с деятелями «Мира искусства», которые горячо пропагандировали его произведения. После того, как итальянские власти отказали ему в праве демонстрировать работы в итальянском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900), Т. выставил их в русском отделе, получив награду. В России творческие достижения мастера были весьма значительны. Он исполнил около 50 станковых произведений: доминировали среди них портреты, анималистическая скульптура, бытовой жанр. В малой статуарной пластике Т. наиболее полно проявилось лирическое начало его творчества, умение придавать своим миниатюрам психологическую глубину, одухотворенность. Его любимыми материалами были пластилин и воск, позволявшие мгновенно фиксировать все изменения, происходившие в натуре. Малая пластика носила следы эскизной легкости и свободы, и вместе с тем она обладала способностью выдержать большие увеличения. Текучесть и живописность лепки, ее богатейшая светотеневая фактура отлично закреплялись в бронзовых отливках. Жанровость и портретность в соединении с характерностью, специфической выразительностью стали определяющими чертами искусства Т.
Как и в Италии, моделями Т. были преимущественно близкие ему по духу художники, общественные деятели, представители высшей аристократии.
Событиями в художественной жизни России стали портреты Л.Толстого (1899), Ф.Шаляпина (1899-1900), С.Витте (1901), С.Боткина (1906): жанровые и групповые композиции - «Московский извозчик» (1898), «Л.Н.Толстой на лошади» (1900), «Мать с сыном» (1901), «Девочка с собакой. Друзья» (1901) и др. Вершиной в творческом развитии Т.
явилась работа над памятником Александру III. Она доказала, что его дарованию, наряду с малой камерной пластикой, в равной мере была подвластна и монументальная скульптура. Выиграв заказ в конкурсе на памятник (1900), Т. лепил глиняную модель в натуральную величину в специально построенном павильоне у Александро-Невской лавры.
Требовательность к себе была столь велика, что несколько раз он разбивал совсем готовую статую. Модель окончательно была завершена в 1906. Открытие памятника на Знаменской площади в Петербурге произошло в мае 1909 в его отсутствие. Лаконизм очертаний тяжелой фигуры застывшего гиганта на коне вызывал ощущение подавляющей грозной силы.
Великолепная архитектоника монумента и гармоническое распределение масс сделали памятник выдающимся произведением искусства и вместе с тем придали ему многозначное общественное звучание. Правое крыло русского общества вначале одобрительно восприняло тяжеловесную силу памятника; демократические же круги сочли его сатирой («неповоротливый самодержавный городовой на ломовой кобыле»), в итоге правые стали требовать его снятия (после Октябрьской революции памятник был перемещен во внутренний двор Русского музея). Памятник Александру III воплотил существенный поворот в сфере монументального пластического мышления. Концентрация образа, широта возможных интерпретаций делали монумент «памятником идее», произведением высокой художественной силы.
Последняя работа Т., связанная с Россией, - присланный им из Парижа скульптурный бюст председателя 1-й Государственной думы С.Муромцева (1912, бронза, кладбище московского крематория). С 1906 Т. лишь наездами бывал в России, но его произведения появлялись на отечественных выставках вплоть до начала 1-й мировой войны.
В Париже, где он жил до 1914, известность приобрели созданные им портретные миниатюры О.Родена, А.Франса, Б.Шоу, Г.ДАннунцио: тогда же Т. впервые обратился к жанру ню. В 1912 галерея Уффици заказала ему автопортрет. Имела успех его выставка в США (1911), куда Т.
переехал в 1914 и где жил вплоть до 1920.В Америке Т. продолжал работать в области портретной и анималистической пластики, главным источником дохода были для него многочисленные статуэтки экзотическиромантического плана - пешие и конные ковбои, индейцы, кроме того, Т. исполнил модели для памятников Данте в Сан-Франциско и генерала Харрисона Грай Отиса в Лос-Анджелесе (1920). Дом Т. в Голливуде посещали многие знаменитости - Энрико Карузо, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс и др.
В 1921 Т. вернулся в Париж: на лето выезжал с семьей в Палланцу, где окончательно поселился в 1932 на вилле Кабианко. Совершил ряд поездок в связи с проведением своих выставок - в Александрию и Каир, в Бергамо и Сальсомаджоре. В последний период жизни Т., не прерывая занятий малой пластикой, снова обратился к монументальной скульптуре: монумент солдатам, павшим в 1-ю мировую войну, в Палланце; памятник Дж.Пуччини перед домом-музеем в Торре дель Лаго и статуя Пуччини для миланского театра «La Scala». В доме Т. в Палланце расположен мемориальный музей, сосредоточивший большую коллекцию его работ.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции