Трудовая этика

Найдено 1 определение
Трудовая этика
В отношении к труду отражается в некоторой степени уровень обществ, развития. Гесиод воспевал труд как высокочтимое и бог ом ниспосланное занятие, как источник людского благосостояния. В ходе развития человеч. индивидуума (освобождение от пагриархальньгх отношений, становление личности гражданина греч. полиса) и появления высокоразвитого рабовладельч. общества отношение к труду меняется. Физич. работа (за исключением иногда земледелия), напоминающая рабский труд и ставящая одного человека в зависимость от другого, объявляется аристократией одним из самых презренных занятий. Аристотель считал физич. труд холопским, такого же мнения придерживался и Цицерон. Для Плагона ремесл. работа была связана с нравств. ущербностью занимающегося его человека (например, высказывания Калликла в «Гортии»). Аристотель также отказывал ремесленникам и наемным рабочим в праве на человеч. совершенство. Платон не предусматривал участия ремесленников и крестьян в управлении государством, которое он моделировал. У киников и ранних стоиков физич. работа получила некоторую позитивную оценку. Рим. стоич. философия, хотя и превозносила духовную деятельность, характеризовала физич. труд как выражение ответственности индивидуума за себя самого. Раннее христианство также способствовало повышению социальной оценки физич. труда. Отношение жестко эксплуатируемых рабов к труду было, очевидно, самым негативным (например, чтобы получить наибольший прибавочный продукт, сравнимый с абсолютной прибавочной стоимостью ттри капитализме, продолжительность рабочего дня рабов устанавливалась на пределе физич. возможностей человека). Не было возможности улучшить свое положение повышением качества труда из-за все увеличивающегося числа рабов. На отношение раба к труду в немалой степени влиял вид деятельности (например. работа в доме, на полях или в руднике). Этим определялась также и степень «мятежности» и решительности в оказании сопротивления. Наиболее непокорными были рабы, занятые в сельском хозяйстве и горном деле. Однако ввиду недостаточно развитого обществ, сознания сплоч. классовой борьбы рабов не существовало. Принадлежность к различным плем. группам и жизн. уровень, определяемый местом и характером работы, поощрениями со стороны хозяина, обрекали сопротивление рабов (в виде саботажа, бегства или восстания) на неудачу. Борьба рабов носила, как правило, экономич. характер. Нерадивая работа, плохое обращение или порча инструментов и оборудования сохраняли низкий уровень производительности труда. Повышение производительности труда посредством применения более сложной техники рабовладельцы считали делом рискованным из-за враждебного отношения к ним рабов. Это в значительной степени сдерживало технич. прогресс.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
370.90 кб

Трудовая этика в буддизме

Дорофеева Татьяна Геннадьевна, Пугачева Наталья Петровна
В статье рассматриваются вопросы отношения к труду в различных направлениях буддизма: хинаяне, махаяне, чань-буддизме. Отмечены особенности трудовой деятельности мирян и монахов и нравственные основания их сотрудничества.
Читать PDF
220.17 кб

Трудовая этика ислама в Татарстане

Мавляутдинов Ильдар
Читать PDF
143.89 кб

Трудовая этика в сибирском фольклоре

Жижко Е. В.
В данной статье приведены результаты исследования сибирского фольклора.
Читать PDF
100.52 кб

Трудовая этика ислама: региональные особенности Татарстана

Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович
Одно из направлений проникновения религии в современный социум это влияние на профессиональную деятельность.
Читать PDF
154.63 кб

Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века

Козин А.А.
Читать PDF
154.69 кб

Трудовая этика крестьянства Восточной Сибири в конце XIX - 30-е годы XX века

Козин А.А.
Читать PDF
134.91 кб

Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

Хвостов Андрей Анатольевич, Гаджимурадова Зоя Магомедовна, Афонасенко Елена Викторовна
Читать PDF
150.90 кб

2000. 03. 027-028. Трудовая этика в Японии. 2000. 03. 027. Czerkwaski K. pracowalem dla cesarza. W-w

Чайников Ю. В.
Читать PDF
142.23 кб

ТРУДОВАЯ ЭТИКА" И "НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ" В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГОВ ПЕТРА ЛАВРОВА, ЛЕОНИДА ОБОЛЕНС

Чернова Татьяна
В статье проводится сопоставление этических постулатов российских мыслителей Петра Лаврова, Николая Михайловского и Леонида Оболенского c основными тезисами Макса Вебера, изложенных в работе «Протестантская этика и дух капитализма
Читать PDF
1.33 мб

Трудовая этика российской молодежи: особенности формирования в условиях кризиса труда и трудовых цен

Живой А.С.
Статья посвящена исследованию процесса формирования и изменения религиозной личности в патристике на основе взглядов Августина Блаженного.