(по мужу Вальтман) [1876 (в нек-рых источ. 1877), Пермь — после 1924] — арт. оперы (контральто), камерная певица Окончив моск. Елизаветинский ин-т, в 1896 обучала пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской). В 1897— 1909 — в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. А. Поляковой-Хвостовой). Позднее совершенствовалась в пенни у У. Мазетти, И. Прянишникова, летом 1907 и 1908 — за границей. В 1900 в составе антр. А. Церетели выступала в Москве, Харькове и Одессе. В 1900—02 и 1905—08 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Зибеля), в 1902 — 05 и 1908 — 17 — петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя"). Гастролировала в Одессе (1904). Париже (1908— 1909), Монте-Карло (1911; вместе с Ф. Шаляпиным.
1-я исп. партий: Продавая поленты ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Мистрисс Бентсон ("Лак.ме"); на рус. сцене — Флосхильды ("Гибель богов"). Др. партии: Ратмир ("Руслан и Лмдмила"), Княгиня ("Русалка"), Федор ("Борис Годунов"), Изяслав. Нежата, Лель, Олесницкий, Ольга ("Евгений Онегин", Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник"); Мерседес, М. Маддалена. Эрда ("Зигфрид"), Партнеры: И. Грызунов, И. Ершов, О. Камионский, А. Нежданова, Д. Смирнов, Л. Собинов. И. Тартаков, Ф. Шаляпин. Пела п/у У. Авранека, И. Альтами, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Крушевского, Н. Малько. Э. Направника.
Камерный репертуар включал произв. М. Глинки. А. Даргомыжского, П. Чайковского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна. Ю. Блейхмана. Л. Малашкина, Э. Грига.
В 1917—21 жила на Кавказе, в 1921 —24 (?) преподавала в Москве.
Записывалась на грампластинки (52 произв.) в Москве ("Граммофон", 1902; "Э. Берлинерс Граммофон", 1902; "Лирофон", 1910), Петербурге ("Граммофон", 1905; "Пате", 1905, 1912). Париже (His master´s voice, 1905).
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 32.