тюрк. закон, обычное право; ср. яса
тура
Тура
Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884
тура
закон, обычай, обычное право
Источник: Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)
Тура
тюрк. и монг. какое то передвижное защитное сооружение, применявшееся для укрепления лагерей
Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884
ТУРА
Тур — в иран. миф. родонач. туранцев (сначала под ними понимались кочевые вост.-иран. племена, а затем тюркские). Первонач. Т. — сын Йимы. В «Шахнаме» он сын Фаридуна (Траэтаоны). Когда Фаридун делит свое царство между сыновьями, Т. достаются Чин и Туран. Вместе со своим братом Салмом Т. убивает младшего, любимого сына Фаридуна Эраджа, к-рому завещаны Иран и Арабистан; это убийство стало причиной вражды Ирана и Турана. Мстя за его гибель, Т. и Салма убивает внук Эраджа Манучехр.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Тура
, Козимо (Tura, Cosimo) 1430, Феррара — 1495, Феррара. Итальянский живописец. Мастер феррарской школы, работал в Ферраре при дворе герцогов Борсо д’Эсте и Эрколе д’Эсте. Возможно, в 1452—1454 работал и учился в Падуе и был связан с мастерской Скварчоне. В творческом формировании Козимо Туры немаловажную роль сыграло знакомство с работами Мантеньи, Пьеро делла Франческа, Р. ван дер Вейдена, скульптурой Донателло. Живопись Козимо Туры отличают несколько утрированная, иногда причудливая острота видения мира, напряженность и угловатость ритма тонких, прихотливо дробящихся складок, резкая, нередко драматическая мимика лиц, экспрессия поз и жестов. В то же время в тщательной отделанности деталей, ювелирной тонкости лепки форм, как бы изваянных из твердого материала, утонченности цветовой гаммы, сиянии красок, то эмалево-густых, то легких и прозрачных, есть изысканная красота, сообщающая созданному им дисгармоничному, полному диссонансов миру своеобразное совершенство. Основные произведения: живописная декорация зала Муз замка Бельфиоре (1459—1463, не сохранилась); Знаменитые люди, Триумфы — живописная декорация замка в Мирандола (ок. 1465—1467, не сохранилась); росписи капеллы в замке Бельригуардо (1469—1471, не сохранилась); серия Добродетелей для кабинета герцога Эрколе д’Эсте (1477—1481, не сохранилась); Мадонна с Младенцем (1460-е, Венеция, галереи Академии; Вашингтон, Нац. галерея искусства); Мадонна с Младенцем на троне и музицирующие ангелы (1475—1475, Лондон, Нац. галерея); Св. Георгий и принцесса, Благовещение — роспись створок органа (ок. 1469, Феррара, Музей собора); Мадонна Роверелла (ок. 1470—1474, Париж, Лувр); Мертвый Христос с двумя ангелами (ок. 1475, Вена, Музей истории искусства); Юноша из семьи д’Эсте (1470-е, Нью-Йорк, музей Метрополитен); Св. Доминик (1470-е, Флоренция, галерея Уффици); Св. Антоний Падуанский (1480-е, Модена, галерея Эстенсе).
Лит.: Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Ruhmer E. Tura. Painting and Drawhings. London, 1958.
И. Смирнова
Лит.: Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Ruhmer E. Tura. Painting and Drawhings. London, 1958.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006