ТУРГЕНЕВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТУРГЕНЕВ
1. Александр Иванович (27.III.1784 - 3.XII.1845) - рус. общественный деятель, публицист, брат декабриста Н. И. Тургенева. Род. в Симбирске в дворянской семье. Окончил в 1802 пансион при Моск. ун-те, затем учился в Геттингенском ун-те, специализируясь в области истории под руководством А. Л. Шлецера. В 1804 совершил поездку по славянским землям, собирая фольклор и ист. источники. В 1810-1824 Т. был директором деп. духовных дел в Мин-ве духовных дел и нар. образования. Член лит. кружка "Арзамас", друг Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина. В 10-20-е гг. 19 в. Т. был типичным представителем умеренного рус. либерализма. В принципе он отрицал крепостное право, политич. деспотизм, религ. нетерпимость, но надежды возлагал лишь на мирный, постепенный прогресс и успехи просвещения. В 1824 Т. был отставлен от гос. службы, летом 1825 уехал за границу. После осуждения брата - Н. И. Тургенева скитался по Европе, где встречался с крупнейшими деятелями культуры, наездами бывал в России. Т. провел в архивах Европы обширные разыскания документов по русской истории, к-рые были изданы ("Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек А. И. Тургеневым", т. 1-2, СПБ, 1841-42; "Дополнения к Актам историческим...", СПБ, 1848). Дневники Т. и огромная переписка являются ценным источником изучения обществ. жизни России и Европы 1-й половины 19 в.

Соч.: Архив бр. Тургеневых, в. 2, 4, 6, СПБ. - П., 1911-21; Письма Ал. Тургенева Булгаковым, М., 1939; Хроника русского. - Дневники (1825-1826), М.-Л., 1964; Остафьевский архив князей Вяземских, т. 1-4, СПБ, 1899.

Лит.: Пугачев В. В., Из истории русской общественной мысли нач. XIX в., "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1962, в. 57; его же, А. И. Тургенев в 1825-1826 гг., там же, 1963, в. 58.

Ю. М. Лотман. Тарту. 2. Николай Иванович (12.X.1789 - 10.XI.1871 н. с.) - рус. гос. деятель, декабрист, экономист. Род. в Симбирске в дворянской семье. Слушатель в 1806-07 Московского университета, в 1808-11 учился в Геттингенском университете. В 1813 - русский комиссар адм. департамента союзников в Германии. Осенью 1816 возвратился в Россию и стал помощником статс-секретаря Гос. совета, с 1819 служил в Мин-ве финансов. Участвовал в деятельности ранней декабристской орг-ции - "Орден русских рыцарей". В 1817 был принят в лит. кружок "Арзамас". В 1818 вступил в "Союз благоденствия" и стал одним из его идеологов. Опубликовал в 1818 работу "Опыт теории налогов", содержавшую антикрепостнич. выпады и положившую начало рус. финанс. науке. В 1820 на совещании Коренной думы голосовал за республику. Председательствовал в 1821 на Моск. съезде "Союза благоденствия". С появлением в декабристском движении более радикальных сил Т. оказался на консервативных позициях. В 1824 Т. уехал за границу и в восстании 14 дек. 1825 не участвовал. Был заочно судим и приговорен к каторжным работам навечно. Написал царю оправдательные записки, в к-рых отрекался от политических революц. целей декабристов. В дальнейшем перешел на либеральные позиции. В 1857 возвратился в Россию и был восстановлен в правах. За границей опубликовал в 1847 книгу "Россия и русские" (т. 1-3, на французском яз.), к-рая легла в основу либерально-буржуазной концепции истории декабризма. Т. - автор многих работ экономического характера. Умер в Париже.

Лит.: Тургенев И. С., Н. И. Тургенев. Некролог, "BE", 1871, No 12; Тарасов Е. И., Декабрист Н. И. Тургенев в Александровскую эпоху, Самара, 1923; Шебунин А. Н., Н. И. Тургенев, М., (1925), История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958 (гл. 9); Пугачев В. В., Исторические взгляды декабриста Н. И. Тургенева, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1961, в. 52.

Ю. М. Лотман. Тарту.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТУРГЕНЕВ
Иван Сергеевич (1818–1884) — русский писатель, чье детство прошло в имении Спасское-Лутовиново — «дворянском гнезде», воспоминания о котором прошли через все творчество автора. Первые литературные опыты приходятся на годы учебы в Московском и Петербургском университетах. В это время были опубликованы его стихи и рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествия по святым местам русским» (1836). Продолжая свое образование за границей, много занимался философией, после чего выдержал эк-замен в Петербурге на степень магистра философии. Служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел в связи с чем, много бывал за границей. В 1843 г. он познакомился с Полиной Виардо, французской певицей, дружба с которой продолжалась всю жизнь Тургенева и очень сильно повлияла на его творчество. Тогда же Тургенев познакомился с В. Г. Белинским и А. И. Герценом, что укрепило его антикрепостнические и демократические взгляды, ввело его в круг писате-лей гоголевского направления в русской литературе. То-гда же определилась одна из основных тем творчества писателя - разочарование бездействующей дворянской интеллигенцией, ожидание нового героя-разночинца, глубокое проникновение в психологию столь разных социальных групп и классов. Среди ранних произведений писателя самым значительным являются «Записки охотника» (1847–1852). Впервые в литературе героем стал народ и его нужды. Эта книга сделала Тургенева одним из ведущих авторов в русской литературе и принесла ему мировую известность. В ней он сумел показать глубокую психологическую жизнь русского крестьянина, неразрывно связанного с русской природой. Эта книга стала одним из аргументов в пользу отмены крепостного права в России, а также оказала большое влияние на изображение народа в русской литературе. После этой книги Тур-генев стал участвовать в работе некрасовского «Современника». Там появились его повесть «Муму» (1854), романы «Рудин» (1856) и «Дворянское гнездо» (1859). Так вновь в русской литературе возникает тема «лишнего че-ловека», понимающего всю несправедливость окружающего мира, но не желающего чтото сделать для его ис-правления, осознается необходимость ухода дворянской интеллигенции с исторической арены. Обществу был нужен новый герой, который должен был соответствовать эпохе крестьянской реформы и наступающей революционной ситуации. Ответом Тургенева стал роман «Накануне» (1860), где он вывел в образе Инсарова человека с цельным характером, все силы которого сосредоточенны на стремлении освободить свою родину. Но при этом Тургенев считал, что революция — это не вы-ход для России и продолжал оставаться на либеральных позициях. Это привело к его разрыву с «Современником». При этом он отдавал должное революционным демократам - роман «Отцы и дети» (1862). В образе Базарова - внешне неприятного, но, бесспорно, прямого, честного и мужественного человека — Тургенев говорит о неизбежности ломки старого, изменения всех сторон жизни. После этого романа для Тургенева наступил период сомнений и разочарований, результатом которых стало самое крупное произведение последнего периода - роман «Новь» (1877). Это книга о народничестве в России, причем после долгих раздумий Тургенев становится на его сторону. О подвиге самопожертвования во имя народного счастья говорят и его стихотворения в прозе, среди которых — «Порог» (1882). В 70-е гг. Тургенев жи-вет в Париже, где входит в кружок писателей Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, бр. Гонкуров и пользуется репутацией крупнейшего писателя-реалиста, мастера психологического анализа. Открытием Тургенева стала особая форма романа — биографического, в центре которого — судьба героя, типичного для своего времени. Это сделало его книги летописью русской действительности 40–70-х гг.
XIX в. Прекрасны созданные Тургеневым женские образы, картины природы (пейзаж), который становится одним из главных средств характеристики персонажей. Тургенев — непревзойденный стилист, мастер русского языка, сумевший соединить литературный язык с богат-ством народной речи. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX в. У него учились Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, другие писатели.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ТУРГЕНЕВ
Иван Сергеевич (1818, Орел – 1883, Буживаль, близ Парижа), русский писатель. В 1833 г. поступил в Московский ун-т, в 1834-м перевелся в Петербургский, который и закончил в 1837 г. по словесному отделению. В 1838 г. в Берлине слушал лекции по классической филологии и философии. Начинает он как поэт в духе позднего романтизма, но после публикации поэмы «Параша» (1843) сближается с В. Г. Белинским и его петербургским кружком (Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев и др.), с 1847 г. участвует в журнале «Современник». В 1844 г. Тургенев влюбляется во французскую певицу Полину Виардо, которая была замужем, и Тургенев мог стать только ее поклонником и другом. Впоследствии Тургенев много раз сближался и расходился с Виардо, но сохранил дружбу с ней вплоть до своей кончины. Самоотверженное и обреченное чувство к Виардо обусловило трагизм любовных сюжетов в его романах и повестях. Тургенев создал ряд повестей о любви и так называемых «таинственных повестей»: «Ася» (1958), «Фауст» (1856), «Первая любовь» (1860), «Призраки» (1864), «Вешние воды» (1874), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (1883), где объяснял любовь как стихийную силу, которая, как болезнь, завладевает человеком и лишает его социальной воли и активности.
Первые опыты в прозе близки к натуральной школе: повесть «Андрей Колосов» (1844), «Петушков», «Три портрета» (оба – 1846), «Бретер» (1847). Параллельно Тургенев разрабатывает разные жанры драматургии: драмы в духе «сентиментального натурализма» (Ап. Григорьев) «Нахлебник» (1848) и «Холостяк» (1849), одноактные сатирические пьесы «Завтрак у предводителя» (1849) и «Провинциалка» (1850), а также большая психологическая драма, предвосхищающая поиски А. П. Чехова, – «Месяц в деревне» (1850). В 1847 г. в «Современнике» появился первый очерк из «Записок охотника» – «Хорь и Калиныч». В «Записках охотника» (1852) Тургенев не первым ввел в русскую литературу крестьянскую тему, но его крестьяне предстали перед читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Современники ценили обличительно-антикрепостническое начало (рассказы «Бурмистр», «Контора», «Бирюк»). Тургенев увидел в крестьянах чувства, считавшиеся принадлежностью дворянского сословия: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность («Певцы», «Малиновая вода»). Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы («Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи»). Пытался Тургенев решить и вопрос о русском национальном характере («Смерть», «Петр Петрович Каратаев»). В «Записках охотника» раскрылся талант Тургенева-пейзажиста. Конфликтные отношения современного человека с природой раскрыты в рассказе «Поездка в Полесье» (1857).
В 1850 г. по возвращении из Европы Тургенев начинает искать пути к большим прозаическим жанрам. От рассказов и очерков он переходит к жанру повести: «Муму» (1854) и «Постоялый двор» (1855). Вместе с тем он отходит от народной тематики и сосредоточивает свои писательские интересы на изображении русской дворянской интеллигенции. Начало этой теме положила повесть «Дневник лишнего человека» (1850). В социально-психологических романах Тургенев изобразил типического «героя времени» и через него описал современное состояние российского общества. Строятся романы как развернутый ответ на вопрос: продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает данный персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России. В «Рудине» (1855) главным героем был интеллигент 1840-х гг., увлеченный идеалист, воспитанный на философии Г. В. Ф. Гегеля. В «Дворянском гнезде» (1859) на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого. Оба героя мучатся тем, что их жизнь не состоялась, и их жизненную драму Тургенев проецирует на судьбу всего русского дворянства. В «Накануне» (1860) внимание Тургенева приковывает к себе болгарин Инсаров – борец за освобождение своей страны от турецкого ига. В «Отцах и детях» (1862) главным героем становится разночинец Базаров. В романе «Дым» (1867) описывается жизнь русских дворян за границей, их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности. Последний роман «Новь» (1877) посвящен деятельности революционеров-народников. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) Тургенев пытался сравнить достоинства двух представлявшихся ему общественных типов: рефлектирующего интеллигента-дворянина и действующего интеллигента-разночинца.
Стремление «уловить» меняющийся на глазах тип «героя времени» придало романам Тургенева эскизность и сближало их с повестью. Тургенев раскрывает характер своего героя не прямо в его общественной деятельности, но в идеологических спорах и в личной, интимной сфере. Герой должен не только обосновать свою позицию, но и доказать свою дееспособность, состояться как личность. Для этого он подвергается испытанию любовью, ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека. Будучи по своим политическим взглядам либералом-западником, он старался быть как можно более объективным и не впадать в тенденциозность, чтобы его романы не проиграли в художественности и исторической ценности. В «Отцах и детях» нигилист Базаров представляет собой разночинцев – новую общественную силу, которая начинала играть важную роль в общественной жизни 1860-х гг. Базаров противоположен рефлектирующим героям-дворянам из прежних романов Тургенева. Это – человек дела, прагматик, ни от кого не зависящий в своих суждениях, не связанный традициями и общественным положением. Отсюда берет свое начало его жизненная философия, заключающаяся в тотальном отрицании всех общественных устоев и верований, идеалов и норм человеческой жизни, религии и искусства – всего, кроме данных естественных наук. Базаров не видит ни одного «постановления» «в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое не вызывало бы полного и беспощадного отрицания»; его нигилизм распространяется на общественную, личную и философскую сферы. Тургенев испытывает своего героя любовью и смертью. Базаров страстно влюбляется в помещицу Одинцову и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. В нем неожиданно просыпается жажда «отдаться» любви – «без сожаления и возврата», «жизнь за жизнь», и таким образом соединиться со всем миром. Но это невозможно без отказа от философии отрицания, и постепенно Базаров приходит к осознанию невозможности жить с прежними убеждениями, хотя он и не в силах от них отказаться. Смерть героя внешне случайна, но вытекает из его духовного кризиса. В смерти «нигилист остается верен себе до конца» (Д. И. Писарев), хотя нерешен вопрос: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен…» Под обаянием Базарова находился и сам Тургенев: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу». За частным конфликтом дворян Кирсановых и Базарова стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается социально значимой и обуславливает идеологические и культурные расхождения. Роман «Отцы и дети» появился вскоре после крестьянской реформы 1861 г. и вызвал яростные споры. Одни считали, что Тургенев оклеветал молодое поколение, другие – что он окарикатурил дворян и превознес разночинцев. Наиболее яркой репликой в журнальной полемике были статьи Д. И. Писарева «Базаров» и «Нигилисты».
Тургенев считается лучшим стилистом 19 в. и тонким психологом. Художественными идеалами для писателя были «простота, спокойство, ясность линий, добросовестность работы». Психологизм Тургенева называют «скрытым»: писатель не изображал чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям: поэт «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете и увядании» (письмо к К. Н. Леонтьеву от 3 октября 1860).
Последние 20 лет жизни Тургенев проводит преимущественно за границей, где сближается с французскими писателями Г. Флобером, Э. Золя, братьями Гонкурами, А. Доде. Тургенев активно пропагандирует на Западе русскую литературу. В своем творчестве он обращается к семейной хронике («Бригадир», 1868; «Степной король Лир», 1870), к воспоминаниям. В цикле прозаических миниатюр «Senilia» (1882; «Старческое») он привил русской культуре жанр «стихотворений в прозе».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Н. И. Тургенев как дипломат в период послевоенного переустройства Европы в 1813-1816 гг

Пискунова Анастасия Валерьевна
В статье с помощью новых архивных источников анализируется малоизвестная сторона государственной деятельности Н. И. Тургенева: служба на дипломатическом поприще в Европе в 1813-1816 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Тургенев И. С. О роли России в деле урегулирования Балканского кризиса 70-х годов XIX века

Власова Ю.В., Харахашьян В.П.
Читать PDF
0.00 байт

Декабрист Н. И. Тургенев в отечественной историографии

Нарежный А.И., Пятикова М.В.
Статья посвящена известному российскому общественному деятелю и мыслителю Н. И. Тургеневу. Широкой общественности его имя известно, прежде всего, как одного из участников движения декабристов.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев и конституционное движение в России (60-е - нач. 80-х гг. ХIХ В. )

Китаев В.А.
Рассмотрены взгляды И.С. Тургенева по вопросу об ограничении самодержавия в России, особенности его позиции в контексте конституционного движения 1860-х начала 1880-х годов.
Читать PDF
0.00 байт

Декабрист Н. И. Тургенев в эпоху Великих реформ

Пискунова Анастасия Валерьевна
В статье анализируется общественная деятельность Н.И. Тургенева в эпоху Великих реформ, его оценка реформ, прежде всего крестьянской, роли самодержавной монархии, а также его вклад в общественную мысль этого периода.
Читать PDF
0.00 байт

Т. Г. Шевченко и И. С. Тургенев: к истории отношений

Дудко В.И.
В статье рассматриваются нерешенные вопросы хронологии отношений Т. Г. Шевченко и И. С. Тургенева. Установлено, что исследователи ошибочно относили к 7 февраля 1860 года письмо Т. Г. Шевченко к Н. Я.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев и социализм (1870 - начало 1880-х гг. )

Китаев В.А.
Анализируется отношение И.С.Тургенева к идеологии социализма в 1870 начале 1880-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Н.И. ТУРГЕНЕВ О ПОЛЬСКОМ ВОПРОСЕ

Нарежный Анатолий Иванович
Рассматриваются взгляды известного российского общественного деятеля Николая Ивановича Тургенева на положение Царства Польского в составе Российской империи.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев и г. Джеймс в «Доме со многими окнами»

Николенко Мария Павловна
На материале романов «Дворянское гнездо» и «Женский портрет» в статье критически осмысливается распространённое представление о близости повествовательных методов И.С. Тургенева и Г.Джеймса.
Читать PDF
0.00 байт

Чужая речь как жанровая черта классического русского романа: И. С. Тургенев «Рудин», «Дворянское гне

Грудина Мария Викторовна
Статья посвящена важнейшей особенности романного жанра сопряжению авторской и чужой речи, рассматриваемой в коммуникативном аспекте.
Читать PDF
0.00 байт

Тургенев и Каламбий. К вопросу взаимосвязи художественно-эстетических систем

Кубова Фатима Азмедчериевна
Проводится детальный анализ очерка Каламбия «На холме», сравнивается с «Записками охотника» Тургенева, написанного в традициях, распространенных в середине 40-х начале 50-х годов 19 века «физиологического очерка», приводятся типол
Читать PDF
0.00 байт

Флобер и Тургенев литературные учителя Мопассана

Белова Н. М.
В статье рассматривается характер влияния творчества Флобера и Тургенева на тематику, сюжеты, характер психологизма романов и новелл Мопассана в контексте взглядов всех трех писателей на современный роман.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев в диалоге русской и французской культур

Карантеева Ирина Львовна
История восприятия И.С. Тургенева во Франции является интереснейшим примером чрезвычайно многообразного и насыщенного диалога культур.
Читать PDF
0.00 байт

И. С. Тургенев и г. Джеймс: к проблеме художественного завершения в психологическом романе

Николенко М. П.
Статья посвящена сравнительному анализу романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» и романа Г.Джеймса «Женский портрет» с точки зрения специфики взаимоотношений «автор-герой» на различных уровнях художественной структуры.
Читать PDF
0.00 байт

Тургенев и Фет: спор о творчестве

Дерябина Е. П.
The aesthetic views of A.A. Fet and I.S. Turgenev are analyzed, their polemic sharpness is revealed. The literary critical articles of both writers serve as the base for analysis.

Похожие термины:

  • ТУРГЕНЕВ Александр Иванович

    1784-1845), общественный деятель, историк, почетный член Петербургской АН (1818). Брат Н. И. Тургенева. В 1810-24 директор Департамента духовных дел, член литературного кружка "Арзамас". С 1825 жил за границей, вы
  • Тургенев Андрей Иванович

    Тургенев (Андрей Иванович, 1781 - 1803) - поэт, брат Тургенева А. И. ; учился в благородном пансионе при Московском университете, в одно время с Жуковским , с которым чрезвычайно близко сошелся. По окончани
  • ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

    (1818-1883) – великий русский писатель. В 1842 году выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. Автор романов «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», « Дворянское гнездо» и д
  • ТУРГЕНЕВ Николай Иванович

    1789-1871), декабрист. Брат А. И. Тургенева. С 1816 помощник статс-секретаря Государственного совета; основоположник финансовой науки в России ("Опыт теории налогов", 1818). Один из учредителей "Союза благоде
  • тУрГенеВ лев антипович

    (1764, подмосковье – 03.10.1828 село Таврово Воронежского уезда). Герой Отечественной войны 1812 года. Из дворян. Записан в 1779 году сержантом в Елецкий мушкетёрский полк, принимал участия в сражения против
  • АКТЫ ТУРГЕНЕВА

    Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иност- ранных архивов и библиотек... А. И. Тургеневым" ("Historica Russiae Monumenta ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis deprompta ab A. I.
  • Тургеневы

    Тургеневы - дворянские роды. Один из них происходит от мурзы Льва Тургенева, в крещении Ивана, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Василию Темному (1425 - 1462). Петр Дмитриевич Тургенев, козельс
  • МУЗЕЙ И. С. ТУРГЕНЕВА

    в Пензе, эвакуирован в нач. Вел. Отеч. войны из Орла и размещен в здании краеведч. музея. 9.11.1941 газ. «Сталинское знамя» сообщила об открытии Гос. музея И. С. Тургенева: в правом крыле здания размещаются