ТУРГЕНЕВ
ТУРГЕНЕВ
1. Александр Иванович (27.III.1784 - 3.XII.1845) - рус. общественный деятель, публицист, брат декабриста Н. И. Тургенева. Род. в Симбирске в дворянской семье. Окончил в 1802 пансион при Моск. ун-те, затем учился в Геттингенском ун-те, специализируясь в области истории под руководством А. Л. Шлецера. В 1804 совершил поездку по славянским землям, собирая фольклор и ист. источники. В 1810-1824 Т. был директором деп. духовных дел в Мин-ве духовных дел и нар. образования. Член лит. кружка "Арзамас", друг Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина. В 10-20-е гг. 19 в. Т. был типичным представителем умеренного рус. либерализма. В принципе он отрицал крепостное право, политич. деспотизм, религ. нетерпимость, но надежды возлагал лишь на мирный, постепенный прогресс и успехи просвещения. В 1824 Т. был отставлен от гос. службы, летом 1825 уехал за границу. После осуждения брата - Н. И. Тургенева скитался по Европе, где встречался с крупнейшими деятелями культуры, наездами бывал в России. Т. провел в архивах Европы обширные разыскания документов по русской истории, к-рые были изданы ("Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек А. И. Тургеневым", т. 1-2, СПБ, 1841-42; "Дополнения к Актам историческим...", СПБ, 1848). Дневники Т. и огромная переписка являются ценным источником изучения обществ. жизни России и Европы 1-й половины 19 в. Соч.: Архив бр. Тургеневых, в. 2, 4, 6, СПБ. - П., 1911-21; Письма Ал. Тургенева Булгаковым, М., 1939; Хроника русского. - Дневники (1825-1826), М.-Л., 1964; Остафьевский архив князей Вяземских, т. 1-4, СПБ, 1899. Лит.: Пугачев В. В., Из истории русской общественной мысли нач. XIX в., "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1962, в. 57; его же, А. И. Тургенев в 1825-1826 гг., там же, 1963, в. 58. Ю. М. Лотман. Тарту. 2. Николай Иванович (12.X.1789 - 10.XI.1871 н. с.) - рус. гос. деятель, декабрист, экономист. Род. в Симбирске в дворянской семье. Слушатель в 1806-07 Московского университета, в 1808-11 учился в Геттингенском университете. В 1813 - русский комиссар адм. департамента союзников в Германии. Осенью 1816 возвратился в Россию и стал помощником статс-секретаря Гос. совета, с 1819 служил в Мин-ве финансов. Участвовал в деятельности ранней декабристской орг-ции - "Орден русских рыцарей". В 1817 был принят в лит. кружок "Арзамас". В 1818 вступил в "Союз благоденствия" и стал одним из его идеологов. Опубликовал в 1818 работу "Опыт теории налогов", содержавшую антикрепостнич. выпады и положившую начало рус. финанс. науке. В 1820 на совещании Коренной думы голосовал за республику. Председательствовал в 1821 на Моск. съезде "Союза благоденствия". С появлением в декабристском движении более радикальных сил Т. оказался на консервативных позициях. В 1824 Т. уехал за границу и в восстании 14 дек. 1825 не участвовал. Был заочно судим и приговорен к каторжным работам навечно. Написал царю оправдательные записки, в к-рых отрекался от политических революц. целей декабристов. В дальнейшем перешел на либеральные позиции. В 1857 возвратился в Россию и был восстановлен в правах. За границей опубликовал в 1847 книгу "Россия и русские" (т. 1-3, на французском яз.), к-рая легла в основу либерально-буржуазной концепции истории декабризма. Т. - автор многих работ экономического характера. Умер в Париже. Лит.: Тургенев И. С., Н. И. Тургенев. Некролог, "BE", 1871, No 12; Тарасов Е. И., Декабрист Н. И. Тургенев в Александровскую эпоху, Самара, 1923; Шебунин А. Н., Н. И. Тургенев, М., (1925), История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958 (гл. 9); Пугачев В. В., Исторические взгляды декабриста Н. И. Тургенева, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1961, в. 52. Ю. М. Лотман. Тарту.
ТУРГЕНЕВ
Иван Сергеевич (1818–1884) — русский писатель, чье детство прошло в имении Спасское-Лутовиново — «дворянском гнезде», воспоминания о котором прошли через все творчество автора. Первые литературные опыты приходятся на годы учебы в Московском и Петербургском университетах. В это время были опубликованы его стихи и рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествия по святым местам русским» (1836). Продолжая свое образование за границей, много занимался философией, после чего выдержал эк-замен в Петербурге на степень магистра философии. Служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел в связи с чем, много бывал за границей. В 1843 г. он познакомился с Полиной Виардо, французской певицей, дружба с которой продолжалась всю жизнь Тургенева и очень сильно повлияла на его творчество. Тогда же Тургенев познакомился с В. Г. Белинским и А. И. Герценом, что укрепило его антикрепостнические и демократические взгляды, ввело его в круг писате-лей гоголевского направления в русской литературе. То-гда же определилась одна из основных тем творчества писателя - разочарование бездействующей дворянской интеллигенцией, ожидание нового героя-разночинца, глубокое проникновение в психологию столь разных социальных групп и классов. Среди ранних произведений писателя самым значительным являются «Записки охотника» (1847–1852). Впервые в литературе героем стал народ и его нужды. Эта книга сделала Тургенева одним из ведущих авторов в русской литературе и принесла ему мировую известность. В ней он сумел показать глубокую психологическую жизнь русского крестьянина, неразрывно связанного с русской природой. Эта книга стала одним из аргументов в пользу отмены крепостного права в России, а также оказала большое влияние на изображение народа в русской литературе. После этой книги Тур-генев стал участвовать в работе некрасовского «Современника». Там появились его повесть «Муму» (1854), романы «Рудин» (1856) и «Дворянское гнездо» (1859). Так вновь в русской литературе возникает тема «лишнего че-ловека», понимающего всю несправедливость окружающего мира, но не желающего чтото сделать для его ис-правления, осознается необходимость ухода дворянской интеллигенции с исторической арены. Обществу был нужен новый герой, который должен был соответствовать эпохе крестьянской реформы и наступающей революционной ситуации. Ответом Тургенева стал роман «Накануне» (1860), где он вывел в образе Инсарова человека с цельным характером, все силы которого сосредоточенны на стремлении освободить свою родину. Но при этом Тургенев считал, что революция — это не вы-ход для России и продолжал оставаться на либеральных позициях. Это привело к его разрыву с «Современником». При этом он отдавал должное революционным демократам - роман «Отцы и дети» (1862). В образе Базарова - внешне неприятного, но, бесспорно, прямого, честного и мужественного человека — Тургенев говорит о неизбежности ломки старого, изменения всех сторон жизни. После этого романа для Тургенева наступил период сомнений и разочарований, результатом которых стало самое крупное произведение последнего периода - роман «Новь» (1877). Это книга о народничестве в России, причем после долгих раздумий Тургенев становится на его сторону. О подвиге самопожертвования во имя народного счастья говорят и его стихотворения в прозе, среди которых — «Порог» (1882). В 70-е гг. Тургенев жи-вет в Париже, где входит в кружок писателей Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, бр. Гонкуров и пользуется репутацией крупнейшего писателя-реалиста, мастера психологического анализа. Открытием Тургенева стала особая форма романа — биографического, в центре которого — судьба героя, типичного для своего времени. Это сделало его книги летописью русской действительности 40–70-х гг.
XIX в. Прекрасны созданные Тургеневым женские образы, картины природы (пейзаж), который становится одним из главных средств характеристики персонажей. Тургенев — непревзойденный стилист, мастер русского языка, сумевший соединить литературный язык с богат-ством народной речи. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX в. У него учились Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, другие писатели.
XIX в. Прекрасны созданные Тургеневым женские образы, картины природы (пейзаж), который становится одним из главных средств характеристики персонажей. Тургенев — непревзойденный стилист, мастер русского языка, сумевший соединить литературный язык с богат-ством народной речи. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX в. У него учились Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, другие писатели.
ТУРГЕНЕВ
Иван Сергеевич (1818, Орел – 1883, Буживаль, близ Парижа), русский писатель. В 1833 г. поступил в Московский ун-т, в 1834-м перевелся в Петербургский, который и закончил в 1837 г. по словесному отделению. В 1838 г. в Берлине слушал лекции по классической филологии и философии. Начинает он как поэт в духе позднего романтизма, но после публикации поэмы «Параша» (1843) сближается с В. Г. Белинским и его петербургским кружком (Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев и др.), с 1847 г. участвует в журнале «Современник». В 1844 г. Тургенев влюбляется во французскую певицу Полину Виардо, которая была замужем, и Тургенев мог стать только ее поклонником и другом. Впоследствии Тургенев много раз сближался и расходился с Виардо, но сохранил дружбу с ней вплоть до своей кончины. Самоотверженное и обреченное чувство к Виардо обусловило трагизм любовных сюжетов в его романах и повестях. Тургенев создал ряд повестей о любви и так называемых «таинственных повестей»: «Ася» (1958), «Фауст» (1856), «Первая любовь» (1860), «Призраки» (1864), «Вешние воды» (1874), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (1883), где объяснял любовь как стихийную силу, которая, как болезнь, завладевает человеком и лишает его социальной воли и активности.
Первые опыты в прозе близки к натуральной школе: повесть «Андрей Колосов» (1844), «Петушков», «Три портрета» (оба – 1846), «Бретер» (1847). Параллельно Тургенев разрабатывает разные жанры драматургии: драмы в духе «сентиментального натурализма» (Ап. Григорьев) «Нахлебник» (1848) и «Холостяк» (1849), одноактные сатирические пьесы «Завтрак у предводителя» (1849) и «Провинциалка» (1850), а также большая психологическая драма, предвосхищающая поиски А. П. Чехова, – «Месяц в деревне» (1850). В 1847 г. в «Современнике» появился первый очерк из «Записок охотника» – «Хорь и Калиныч». В «Записках охотника» (1852) Тургенев не первым ввел в русскую литературу крестьянскую тему, но его крестьяне предстали перед читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Современники ценили обличительно-антикрепостническое начало (рассказы «Бурмистр», «Контора», «Бирюк»). Тургенев увидел в крестьянах чувства, считавшиеся принадлежностью дворянского сословия: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность («Певцы», «Малиновая вода»). Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы («Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи»). Пытался Тургенев решить и вопрос о русском национальном характере («Смерть», «Петр Петрович Каратаев»). В «Записках охотника» раскрылся талант Тургенева-пейзажиста. Конфликтные отношения современного человека с природой раскрыты в рассказе «Поездка в Полесье» (1857).
В 1850 г. по возвращении из Европы Тургенев начинает искать пути к большим прозаическим жанрам. От рассказов и очерков он переходит к жанру повести: «Муму» (1854) и «Постоялый двор» (1855). Вместе с тем он отходит от народной тематики и сосредоточивает свои писательские интересы на изображении русской дворянской интеллигенции. Начало этой теме положила повесть «Дневник лишнего человека» (1850). В социально-психологических романах Тургенев изобразил типического «героя времени» и через него описал современное состояние российского общества. Строятся романы как развернутый ответ на вопрос: продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает данный персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России. В «Рудине» (1855) главным героем был интеллигент 1840-х гг., увлеченный идеалист, воспитанный на философии Г. В. Ф. Гегеля. В «Дворянском гнезде» (1859) на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого. Оба героя мучатся тем, что их жизнь не состоялась, и их жизненную драму Тургенев проецирует на судьбу всего русского дворянства. В «Накануне» (1860) внимание Тургенева приковывает к себе болгарин Инсаров – борец за освобождение своей страны от турецкого ига. В «Отцах и детях» (1862) главным героем становится разночинец Базаров. В романе «Дым» (1867) описывается жизнь русских дворян за границей, их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности. Последний роман «Новь» (1877) посвящен деятельности революционеров-народников. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) Тургенев пытался сравнить достоинства двух представлявшихся ему общественных типов: рефлектирующего интеллигента-дворянина и действующего интеллигента-разночинца.
Стремление «уловить» меняющийся на глазах тип «героя времени» придало романам Тургенева эскизность и сближало их с повестью. Тургенев раскрывает характер своего героя не прямо в его общественной деятельности, но в идеологических спорах и в личной, интимной сфере. Герой должен не только обосновать свою позицию, но и доказать свою дееспособность, состояться как личность. Для этого он подвергается испытанию любовью, ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека. Будучи по своим политическим взглядам либералом-западником, он старался быть как можно более объективным и не впадать в тенденциозность, чтобы его романы не проиграли в художественности и исторической ценности. В «Отцах и детях» нигилист Базаров представляет собой разночинцев – новую общественную силу, которая начинала играть важную роль в общественной жизни 1860-х гг. Базаров противоположен рефлектирующим героям-дворянам из прежних романов Тургенева. Это – человек дела, прагматик, ни от кого не зависящий в своих суждениях, не связанный традициями и общественным положением. Отсюда берет свое начало его жизненная философия, заключающаяся в тотальном отрицании всех общественных устоев и верований, идеалов и норм человеческой жизни, религии и искусства – всего, кроме данных естественных наук. Базаров не видит ни одного «постановления» «в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое не вызывало бы полного и беспощадного отрицания»; его нигилизм распространяется на общественную, личную и философскую сферы. Тургенев испытывает своего героя любовью и смертью. Базаров страстно влюбляется в помещицу Одинцову и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. В нем неожиданно просыпается жажда «отдаться» любви – «без сожаления и возврата», «жизнь за жизнь», и таким образом соединиться со всем миром. Но это невозможно без отказа от философии отрицания, и постепенно Базаров приходит к осознанию невозможности жить с прежними убеждениями, хотя он и не в силах от них отказаться. Смерть героя внешне случайна, но вытекает из его духовного кризиса. В смерти «нигилист остается верен себе до конца» (Д. И. Писарев), хотя нерешен вопрос: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен…» Под обаянием Базарова находился и сам Тургенев: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу». За частным конфликтом дворян Кирсановых и Базарова стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается социально значимой и обуславливает идеологические и культурные расхождения. Роман «Отцы и дети» появился вскоре после крестьянской реформы 1861 г. и вызвал яростные споры. Одни считали, что Тургенев оклеветал молодое поколение, другие – что он окарикатурил дворян и превознес разночинцев. Наиболее яркой репликой в журнальной полемике были статьи Д. И. Писарева «Базаров» и «Нигилисты».
Тургенев считается лучшим стилистом 19 в. и тонким психологом. Художественными идеалами для писателя были «простота, спокойство, ясность линий, добросовестность работы». Психологизм Тургенева называют «скрытым»: писатель не изображал чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям: поэт «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете и увядании» (письмо к К. Н. Леонтьеву от 3 октября 1860).
Последние 20 лет жизни Тургенев проводит преимущественно за границей, где сближается с французскими писателями Г. Флобером, Э. Золя, братьями Гонкурами, А. Доде. Тургенев активно пропагандирует на Западе русскую литературу. В своем творчестве он обращается к семейной хронике («Бригадир», 1868; «Степной король Лир», 1870), к воспоминаниям. В цикле прозаических миниатюр «Senilia» (1882; «Старческое») он привил русской культуре жанр «стихотворений в прозе».
Первые опыты в прозе близки к натуральной школе: повесть «Андрей Колосов» (1844), «Петушков», «Три портрета» (оба – 1846), «Бретер» (1847). Параллельно Тургенев разрабатывает разные жанры драматургии: драмы в духе «сентиментального натурализма» (Ап. Григорьев) «Нахлебник» (1848) и «Холостяк» (1849), одноактные сатирические пьесы «Завтрак у предводителя» (1849) и «Провинциалка» (1850), а также большая психологическая драма, предвосхищающая поиски А. П. Чехова, – «Месяц в деревне» (1850). В 1847 г. в «Современнике» появился первый очерк из «Записок охотника» – «Хорь и Калиныч». В «Записках охотника» (1852) Тургенев не первым ввел в русскую литературу крестьянскую тему, но его крестьяне предстали перед читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Современники ценили обличительно-антикрепостническое начало (рассказы «Бурмистр», «Контора», «Бирюк»). Тургенев увидел в крестьянах чувства, считавшиеся принадлежностью дворянского сословия: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность («Певцы», «Малиновая вода»). Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы («Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи»). Пытался Тургенев решить и вопрос о русском национальном характере («Смерть», «Петр Петрович Каратаев»). В «Записках охотника» раскрылся талант Тургенева-пейзажиста. Конфликтные отношения современного человека с природой раскрыты в рассказе «Поездка в Полесье» (1857).
В 1850 г. по возвращении из Европы Тургенев начинает искать пути к большим прозаическим жанрам. От рассказов и очерков он переходит к жанру повести: «Муму» (1854) и «Постоялый двор» (1855). Вместе с тем он отходит от народной тематики и сосредоточивает свои писательские интересы на изображении русской дворянской интеллигенции. Начало этой теме положила повесть «Дневник лишнего человека» (1850). В социально-психологических романах Тургенев изобразил типического «героя времени» и через него описал современное состояние российского общества. Строятся романы как развернутый ответ на вопрос: продуктивна ли та общественная сила, представителем которой выступает данный персонаж, способна ли она сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии России. В «Рудине» (1855) главным героем был интеллигент 1840-х гг., увлеченный идеалист, воспитанный на философии Г. В. Ф. Гегеля. В «Дворянском гнезде» (1859) на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого. Оба героя мучатся тем, что их жизнь не состоялась, и их жизненную драму Тургенев проецирует на судьбу всего русского дворянства. В «Накануне» (1860) внимание Тургенева приковывает к себе болгарин Инсаров – борец за освобождение своей страны от турецкого ига. В «Отцах и детях» (1862) главным героем становится разночинец Базаров. В романе «Дым» (1867) описывается жизнь русских дворян за границей, их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности. Последний роман «Новь» (1877) посвящен деятельности революционеров-народников. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) Тургенев пытался сравнить достоинства двух представлявшихся ему общественных типов: рефлектирующего интеллигента-дворянина и действующего интеллигента-разночинца.
Стремление «уловить» меняющийся на глазах тип «героя времени» придало романам Тургенева эскизность и сближало их с повестью. Тургенев раскрывает характер своего героя не прямо в его общественной деятельности, но в идеологических спорах и в личной, интимной сфере. Герой должен не только обосновать свою позицию, но и доказать свою дееспособность, состояться как личность. Для этого он подвергается испытанию любовью, ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека. Будучи по своим политическим взглядам либералом-западником, он старался быть как можно более объективным и не впадать в тенденциозность, чтобы его романы не проиграли в художественности и исторической ценности. В «Отцах и детях» нигилист Базаров представляет собой разночинцев – новую общественную силу, которая начинала играть важную роль в общественной жизни 1860-х гг. Базаров противоположен рефлектирующим героям-дворянам из прежних романов Тургенева. Это – человек дела, прагматик, ни от кого не зависящий в своих суждениях, не связанный традициями и общественным положением. Отсюда берет свое начало его жизненная философия, заключающаяся в тотальном отрицании всех общественных устоев и верований, идеалов и норм человеческой жизни, религии и искусства – всего, кроме данных естественных наук. Базаров не видит ни одного «постановления» «в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое не вызывало бы полного и беспощадного отрицания»; его нигилизм распространяется на общественную, личную и философскую сферы. Тургенев испытывает своего героя любовью и смертью. Базаров страстно влюбляется в помещицу Одинцову и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. В нем неожиданно просыпается жажда «отдаться» любви – «без сожаления и возврата», «жизнь за жизнь», и таким образом соединиться со всем миром. Но это невозможно без отказа от философии отрицания, и постепенно Базаров приходит к осознанию невозможности жить с прежними убеждениями, хотя он и не в силах от них отказаться. Смерть героя внешне случайна, но вытекает из его духовного кризиса. В смерти «нигилист остается верен себе до конца» (Д. И. Писарев), хотя нерешен вопрос: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен…» Под обаянием Базарова находился и сам Тургенев: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу». За частным конфликтом дворян Кирсановых и Базарова стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается социально значимой и обуславливает идеологические и культурные расхождения. Роман «Отцы и дети» появился вскоре после крестьянской реформы 1861 г. и вызвал яростные споры. Одни считали, что Тургенев оклеветал молодое поколение, другие – что он окарикатурил дворян и превознес разночинцев. Наиболее яркой репликой в журнальной полемике были статьи Д. И. Писарева «Базаров» и «Нигилисты».
Тургенев считается лучшим стилистом 19 в. и тонким психологом. Художественными идеалами для писателя были «простота, спокойство, ясность линий, добросовестность работы». Психологизм Тургенева называют «скрытым»: писатель не изображал чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям: поэт «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления – в их расцвете и увядании» (письмо к К. Н. Леонтьеву от 3 октября 1860).
Последние 20 лет жизни Тургенев проводит преимущественно за границей, где сближается с французскими писателями Г. Флобером, Э. Золя, братьями Гонкурами, А. Доде. Тургенев активно пропагандирует на Западе русскую литературу. В своем творчестве он обращается к семейной хронике («Бригадир», 1868; «Степной король Лир», 1870), к воспоминаниям. В цикле прозаических миниатюр «Senilia» (1882; «Старческое») он привил русской культуре жанр «стихотворений в прозе».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006