самоназвание - туркмен), народ. В Российской Федерации 39,7 тыс. человек. Основное население Туркмении. Живут также в Афганистане, Иране, Турции. Язык туркменский огузской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.
ТУРКМЕНЫ
ТУРКМЕНЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Туркмены
(самоназвание – туркмен) – народ, основное население Туркмении (2,537 млн. чел.). Живут также в Афганистане, Иране, Турции и других странах. Общая численность 4,6 млн. чел. (1992). Говорят на туркменском языке, относящемся к огузской группе тюркских языков. Антропологически туркмены – европеоиды с небольшой монголоидной примесью (См. Европеоидная раса). Верующие – мусульмане-сунниты. Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные ираноязычные дахомассагетские и сармато-аланские племена степей (См. Массагеты, Сарматы, Аланы) и отчасти жители древних государств – Маргианы, Парфии, Хорезма. В середине 1 тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9 – 11 в.в. – огузы (См. Огузы), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности завершился в 15 в., когда сложившиеся после монгольского завоевания племенные объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков (См. Кыпчаки). Вплоть до 20 в. у туркмен сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), эрсари, салыры, сарыки, гоклены, чаудоры. См. Иомуты, Сельджуки, Текинцы, Трухмены, Чаудоры, Шахсенем.
ТУРКМЕНЫ
древние Массагеты, народ, живущий на юго-восток от Каспийского моря. Раньше жили много севернее и на Востоке считались Огузами. Пользуются одним из туранских диалектов, а по вере - мусульмане суниты. Русским покорились в 1881 г., после многолетнего сопротивления потеряв крепости Геок-Тепе и Мерв, главные культурные центры своего края. При советском строе имеют свою Туркменскую ССР.
До революции 1917 г. часть Т-нов сохраняла еще кочевой, скотоводческий образ жизни, а остальные жили оседло и занимались земледелием при землепользовании на общинных основаниях; усадебные участки (мюльк) могли продаваться и переходить по наследству, а полевые угодья (санашик) подлежали ежегодному переделу, и члены общины, получив надел, не могли обратить его в. свою собственность или продать кому-либо постороннему. Кроме земледелия и скотоводства, Т. занимаются шелководством, ткачеством из шелка и шерсти и производством красочных ковров. Т.к. их страна засушливая и маловодная, в положениях обычного права детально разработаны все вопросы, связанные с орошением и пользованием водой. Туркменская лошадь считается лучшей во всей Средней Азии, причем кобыльим молоком Т. не пользуются и кумыс не выделывают, ездят же только на жеребцах. Верхняя одежда - широкий и длинный халат, очень высокая меховая шапка.
До революции 1917 г. часть Т-нов сохраняла еще кочевой, скотоводческий образ жизни, а остальные жили оседло и занимались земледелием при землепользовании на общинных основаниях; усадебные участки (мюльк) могли продаваться и переходить по наследству, а полевые угодья (санашик) подлежали ежегодному переделу, и члены общины, получив надел, не могли обратить его в. свою собственность или продать кому-либо постороннему. Кроме земледелия и скотоводства, Т. занимаются шелководством, ткачеством из шелка и шерсти и производством красочных ковров. Т.к. их страна засушливая и маловодная, в положениях обычного права детально разработаны все вопросы, связанные с орошением и пользованием водой. Туркменская лошадь считается лучшей во всей Средней Азии, причем кобыльим молоком Т. не пользуются и кумыс не выделывают, ездят же только на жеребцах. Верхняя одежда - широкий и длинный халат, очень высокая меховая шапка.
ТУРКМЕНЫ
самоназв. - туркмен) - нация, осн. население Туркм. ССР, где их численность составляет 1417 тыс. чел. (1970). Живут также в Узб. ССР, Тадж. ССР, на Сев. Кавказе, в Астраханской обл. и ряде городов РСФСР. Общая численность в СССР - 1525 тыс. чел. (1970). За рубежом большие группы Т. живут в Афганистане (ок. 300 тыс.), Иране (ок. 350 тыс.), араб. странах Передней Азии (св. 150 тыс.) и в Турции (ок. 80 тыс.). Т. говорят на туркм. языке, входящем в огузскую группу тюркских языков. На формирование лит. языка большое влияние в 15-17 вв. оказал староузбекский яз. Для письма использовалась араб. графика, замененная в 1929 латинским, а с 1940 - рус. алфавитом. Антропологически Т. - европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие Т. - мусульмане-сунниты. Наиболее раннюю основу в этногенезе Т. составили древние местные ираноязычные дахо-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних гос-в: Маргианы, Парфии и Хорезма. В сер. 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9 в. - огузы, сыгравшие важную роль в этногенезе Т. Осн. группы огузов пришли с С.-В. в 11 в. и постепенно слились с местным населением. Процесс формирования туркм. народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монг. завоевания новые плем. объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков. Вплоть до 20 в. Т. сохраняли деление на племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были: текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и чоудоры. Социальные отношения Т. были патриархально-феодальными. Политич. и экономич. разобщенность (у Т. не сложилось своего гос-ва) и ряд др. причин способствовали консервации архаич. родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти плем. и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. Во 2-й пол. 19 в., накануне присоединения к России, у Т. уже существовало значит. клас. расслоение. В 80-х гг. 19 в. Туркмения была присоединена к России. В результате включения Туркмении в орбиту общероссийского экономич. развития здесь возникают зачатки капиталистич. отношений. Для х-ва Т. в дореволюц. время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при к-ром жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомур). Однако у нек-рых племен, живших в оазисах (емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.), преобладало земледельч. х-во (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие (игдыр, ата и т. д.) были преим. скотоводами (овцы, верблюды и лошади). После Окт. революции терр., населенная Т., входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской народной советской республики и Бухарской народной советской республики, в 1924 в результате нац.-гос. размежевания сов. республик Ср. Азии была создана Туркм. ССР в составе Союза ССР. За годы Сов. власти в ходе социалистич. строительства в х-ве и культуре Т. произошли коренные изменения. Туркмения стала индустриально-агр. республикой. Появились новые отрасли пром-сти: нефтеперераб., химич., газовая, цементная, стекольная и др. С. х-во механизировано; осн. культуры: зерновые и хлопчатник, развиты также бахчеводство, садоводство, виноградарство, животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. Туркмения, в прошлом экономически отсталая страна с поголовно неграмотным населением, стала в ходе социалистич. строительства республикой высокой культуры. В результате развития социалистич. экономики и культуры Т. сложились в социалистич. нацию. Т. за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются нац. меньшинством, сохраняя и в образе жизни, и в социальной структуре черты патриархально-феод. уклада (об истории, экономике и культуре Т. см. также ст. Туркменская ССР). Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории туркменского народа, Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; История Туркменской ССР, т. 1-2, Аш., 1957. Г. П. Васильева. Москва.