ТЮТЧЕВ
ТЮТЧЕВ
Федор Иванович (1803–1873) — русский поэт и государственный деятель (был дипломатом, позже возглавлял комитет иностранной цензуры). Как поэт Тютчев сложился в 1820–1830-е гг., когда появи-лись такие стихотворения, как «Бессонница», «Летний вечер», «Silentium!» и др. Но первый сборник его стихов вышел в свет лишь в 1854 г. Тогда же поэт получил признание современников. Лирика Тютчева — философская, отражающая мировоззрение поэта, сложившееся в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга. Отсюда — представления о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира. Воплощению этих идей способствовала и пози-ция поэта - романтика. Поэтому в лирике Тютчева описываются бури и грозы (как в природе, так и в душе че-ловека), неравная борьба с жизнью, с роком, с самим собой. Эта позиция позволила поэту создать одни из лучших в русской поэзии описания картин русской природы, а также любовную лирику, глубоко раскрывающую человеческие переживания. Также в лирике Тютчева отразились его панславистские идеи и консерватистская установка поэта («Море и утес», «Рассвет», «Пророчество», «Наш век»). Тютчев был мастером сти-ха, сумевшим необыкновенно разнообразить традиционные стихотворные размеры. Многие его стихи положены на музыку, переведены на иностранные языки.
ТЮТЧЕВ
1. Алексей Иванович (ок. 1800 - 21.I.1856) - декабрист, капитан Пензенского пех. полка. Воспитывался в Морском корпусе. В 1815 начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку; сблизился с И. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым. После Семеновского полка восстания 1820 был переведен в Пензенский полк. В 1825 вступил в Общество соединенных славян. Один из деятельных его участников, сыграл видную роль в подготовке слияния об-ва "славян" с "южанами", вел пропаганду среди солдат. Приговорен в 1826 к 20 гг. каторги, к-рую отбывал в Чите и Петровском Заводе. С 1835 - на поселении в Минусинском округе. Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы и док-ты, т. 5, М.-Л., 1926; Нечкина М. В., Об-во соединенных славян, М.-Л., 1927; Декабристы в Сибири, Новосиб., 1952; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963. 2. Николай Сергеевич (10.VIII.1856 - 31.I.1924) - рус. революционер, народник. Из дворян. Учился в Петерб. ун-те. В 1875 был арестован по делу Н. И. Кибальчича. С кон. 1876 - чл. "Земли и воли", входил в "дезорганизаторскую группу", вел пропаганду среди рабочих. Арестован 2 марта 1878 и в адм. порядке выслан в Сибирь. По возвращении из ссылки (1891) участвовал в создании "Народного права" партии. В апр. 1894 вновь арестован и выслан в Вост. Сибирь на 8 лет. С 1904 - чл. партии эсеров. В 1905-14 находился в эмиграции. С 1918 работал в ист.-революц. архиве в Петрограде, возглавлял Комиссию по раскрытию секретных агентов охранки. Разоблачил И. Ф. Окладского. Сотрудничал в "Каторге и ссылке". Оставил воспоминания и цикл статей по истории "Земли и воли" и "Народной воли". Соч.: Статьи и воспоминания, ч. 1-2, М., 1925. Лит.: Прибылев A., Н. С. Тютчев, "КиС", 1924, No 2; Деятели революц. движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 2, в. 4, М., 1932. Н. А. Троицкий. Саратов.
ТЮТЧЕВ
Федор Иванович (1803, с. Овстуг Орловской губ., ныне Брянской обл. – 1873, Царское Село), русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1819–21 гг. обучался на словесном отделении Московского ун-та. По окончании курса был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822–37) и Турине (1837–39). Начал писать стихи с 14 лет под влиянием Г. Р. Державина, В. А. Жуковского. Не считал себя профессиональным поэтом, печатался редко и долгое время был в России практически неизвестен. В 1836 г. А.С. Пушкин напечатал в журнале «Современник» 16 стихотворений Тютчева, в т. ч. «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер». Вернувшись в Россию (1844), Тютчев с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.
Наряду с Е. А. Баратынским Тютчев – важнейший представитель русской философской лирики 19 в. Творчество Тютчева принято делить на раннее (1820–44) и позднее (1848–73). В первый заграничный период творчества Тютчев находился под влиянием поэзии Ф. Шиллера и И. В. Гете, а также идей натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Тютчев видит природу и человека как единство двух противоположных начал: космического и хаотического, дня и ночи, земного и небесного. Мир находится в постоянном столкновении противоборствующих сил, и человек обречен на «безнадежную», «неравную» борьбу с природой и роком. Природа для Тютчева – самотворящее божество, таинственная стихия, наделенная «душой», «любовью», «свободой», «языком» (пантеизм). Для такого истолкования природы Тютчев переходит от языка метафор на язык мифа: в «Весенней грозе» все явления грозы возводятся к мифу, а в «Вешних водах» приход весны изображается как приход мифического существа. Человек, обладая самостоятельным сознанием, отделился от стихийной жизни природы и тем самым выпал из ее «общего хора», навсегда лишившись полноты бытия. Его жизнь и свобода «призрачны» по сравнению с природным бытием. Воссоединиться с природой человек может в страстном, хаотическом порыве, который уничтожит границы его индивидуальности и растворит его в океане вселенной. Но ценой уничтожения своего «я» человек приходит к переживанию «высшего мига» бытия («Тени сизые смесились…», «Как над остывшею золой…»). Фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с воспеванием тех, кто осмеливается принять трагизм своего существования в мире: «Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец!» («Два голоса», 1850). Поэтому особенно часто Тютчев изображает бури и грозы в природе и человеческой душе. Лирика Тютчева всегда проникнута страстной, напряженной мыслью и острым чувством трагизма жизни. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В 1840–50-е гг. на фоне революционных событий в Европе политические взгляды Тютчева становятся все более консервативными и приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия призвана объединить все славянские народы и является оплотом против либерального Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утес», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Духовную сущность России Тютчев толкует как загадку: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Противник революций, Тютчев испытывал острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений («Цицерон», 1836). В самом себе он ощущает «страшное раздвоенье» между верой и неверием, христианством и пантеизмом – «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство современного человека («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855). Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них русским национальным колоритом. В 1850–60-х гг. Тютчев создает цикл любовных стихотворений, поводом для которых послужил его роман с подругой его старшей дочери Е. А. Денисьевой, трагичный из-за его скандальной огласки. В «денисьевском цикле» (1851–65) впервые в русской литературе коснулся мистических, загадочных и страшных глубин эроса. Тютчев понимает любовь как иррациональную страсть, опустошающую душу, «поединок роковой» двух сердец, неизбежно гибельный для одного из них: «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Я очи знал, – о, эти очи!», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.».
При жизни Тютчев был известен в узких литературных кругах; его поэзию ценили Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, а Ф. М. Достоевский во многом опирался на его метафизику любви. Настоящее признание Тютчев получил в эпоху русского «серебряного века». Для символистов Тютчев становится вторым классиком русской поэзии после А. С. Пушкина и родоначальником символизма.
Наряду с Е. А. Баратынским Тютчев – важнейший представитель русской философской лирики 19 в. Творчество Тютчева принято делить на раннее (1820–44) и позднее (1848–73). В первый заграничный период творчества Тютчев находился под влиянием поэзии Ф. Шиллера и И. В. Гете, а также идей натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Тютчев видит природу и человека как единство двух противоположных начал: космического и хаотического, дня и ночи, земного и небесного. Мир находится в постоянном столкновении противоборствующих сил, и человек обречен на «безнадежную», «неравную» борьбу с природой и роком. Природа для Тютчева – самотворящее божество, таинственная стихия, наделенная «душой», «любовью», «свободой», «языком» (пантеизм). Для такого истолкования природы Тютчев переходит от языка метафор на язык мифа: в «Весенней грозе» все явления грозы возводятся к мифу, а в «Вешних водах» приход весны изображается как приход мифического существа. Человек, обладая самостоятельным сознанием, отделился от стихийной жизни природы и тем самым выпал из ее «общего хора», навсегда лишившись полноты бытия. Его жизнь и свобода «призрачны» по сравнению с природным бытием. Воссоединиться с природой человек может в страстном, хаотическом порыве, который уничтожит границы его индивидуальности и растворит его в океане вселенной. Но ценой уничтожения своего «я» человек приходит к переживанию «высшего мига» бытия («Тени сизые смесились…», «Как над остывшею золой…»). Фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с воспеванием тех, кто осмеливается принять трагизм своего существования в мире: «Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец!» («Два голоса», 1850). Поэтому особенно часто Тютчев изображает бури и грозы в природе и человеческой душе. Лирика Тютчева всегда проникнута страстной, напряженной мыслью и острым чувством трагизма жизни. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В 1840–50-е гг. на фоне революционных событий в Европе политические взгляды Тютчева становятся все более консервативными и приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия призвана объединить все славянские народы и является оплотом против либерального Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утес», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Духовную сущность России Тютчев толкует как загадку: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Противник революций, Тютчев испытывал острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений («Цицерон», 1836). В самом себе он ощущает «страшное раздвоенье» между верой и неверием, христианством и пантеизмом – «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство современного человека («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855). Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них русским национальным колоритом. В 1850–60-х гг. Тютчев создает цикл любовных стихотворений, поводом для которых послужил его роман с подругой его старшей дочери Е. А. Денисьевой, трагичный из-за его скандальной огласки. В «денисьевском цикле» (1851–65) впервые в русской литературе коснулся мистических, загадочных и страшных глубин эроса. Тютчев понимает любовь как иррациональную страсть, опустошающую душу, «поединок роковой» двух сердец, неизбежно гибельный для одного из них: «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Я очи знал, – о, эти очи!», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.».
При жизни Тютчев был известен в узких литературных кругах; его поэзию ценили Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, а Ф. М. Достоевский во многом опирался на его метафизику любви. Настоящее признание Тютчев получил в эпоху русского «серебряного века». Для символистов Тютчев становится вторым классиком русской поэзии после А. С. Пушкина и родоначальником символизма.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006