УАЙЛЬД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УАЙЛЬД
Оскар (1854–1900) — английский поэт, писатель, драматург, теоретик эстетизма, осознавал себя и свое творчество как «символ искусства и культуры», порожденных «тревожным, бесноватым веком». В своих теоретических статьях (сборник «Намерения», 1891), он призывал «забыть все распри и ужасы мира» и удалиться в ту «верную обитель красоты, где всегда много ра-дости и немного «забвения». Однако творчество Уайльда выходило за рамки утверждаемых им принципов «искусства ради искусства». Его «Сказки» («Счастливый принц» (1888); «Молодой король» (1888); «Преданный друг» и др.) воспевают людей, способных на любовь, сострадание и самопожертвование. В остроумных, парадоксальных комедиях Уайльда («Веер леди Уиндер-мир» (1892); «Идеальный муж» (1895) и др.) мелодраматическая интрига сочетается с критикой морали и нравов буржуазно-аристократической Англии. В ро-мане «Портрет Дориана Грея» (1891) писатель раскрывает несостоятельность эгоцентризма и гедонизма, наслаждение ставшее самоцелью, жизнь, лишенная общественного смысла, свободная от морали, долга, порождает не радость, а муки, разрушает человека и приводит к его гибели. Та же мысль звучит в одноакт-ной пьесе «Саломея» (1893), написанной на библейский сюжет.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

УАЙЛЬД
Wilde) Оскар Фингал О Флаэрти Уилс (1854, Дублин – 1900, Париж), английский писатель. Родился в Ирландии, в семье известного дублинского офтальмолога. Большое влияние на формирование Уайльда оказала мать-писательница. Учился в Дублинском и Оксфордском ун-тах. Под воздействием лекций Дж. Рескина, проповедовавшего культ прекрасного в искусстве и в жизни, Уайльд присоединился к эстетскому движению и вскоре стал его лидером. Он стал апологетом «искусства для искусства» и культа красоты, стиль его прозы отличается стремлением к декоративности, изобилует парадоксами, искрометным остроумием. Поэма «Равенна» (1878) и сборник «Стихотворения» (1881) написаны в традициях эстетского движения, в них сильно влияние импрессионизма. Поэт воспевает античность, красоту, передает яркие мимолетные впечатления, прославляет Дж. Мильтона, П. Б. Шелли, Дж. Китса, провозглашает свободу искусства от морали. Поэзия Уайльда отличается изысканностью языка и изяществом стиля. В 1882 г. писатель совершил триумфальный тур по США, читая лекции по эстетике. Активно работал: создал сборники сказок «Счастливый принц» (1888), «Гранатовый домик» (1892), «Преступление лорда Артура Севиля» (1891), роман «Портрет Дориана Грея» (1891), драму «Саломея» (1893), комедии «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1985), сборник эссе по эстетике «Замыслы» (1891). Провозглашаемые Уайльдом имморализм и эстетизм в искусстве нередко вступали в противоречие с его собственным творчеством: в сказках и романе «Портрет Дориана Грея» даются четкие оценки героев и их поступков. Литературная карьера и общественное положение писателя рухнули, когда в 1895 г. его приговорили к двум годам тюремного заключения по обвинению в аморальном поведении (поэма «Баллада Редингской тюрьмы», 1898). Выйдя из тюрьмы, жил в одиночестве и безвестности во Франции. После смерти увидела свет прозаическая исповедь «De profundis» («Из бездны»; полный текст издан в 1962). Последние произведения Уайльда отличает появление элемента социального протеста и мотивов сочувствия человеческому страданию.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Игорь Северянин, Оскар Уайльд и феномен эстетизма в мировой культуре конца XIX - начала XX века

Викторова С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Оскар Уайльд в критике З. А. Венгеровой

Ерофеев Илья Юрьевич
В статье дается обзор некоторых критических работ З.А. Венгеровой об О. Уайльде, выходивших в печать в период ее литературной деятельности с 1892 по 1913 г.
Читать PDF
0.00 байт

Оскар Уайльд в литературной критике К. Чуковского

Ерофеев Илья Юрьевич
В статье рассматриваются критика К. Чуковского, посвященная разбору произведений О. Уайльда, роль Чуковского в деле популяризации Уайльда среди русских читателей.
Читать PDF
0.00 байт

Литературные проекции оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (О. Уайльд, М. Кузмин)

Кастрель Вера Дмитриевна
В статье рассматриваются романы «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и «Крылья» М. Кузмина как произведения, адресованные декадентской субкультуре.
Читать PDF
0.00 байт

Оскар уайльд и кнут Гамсун в «Поведенческом тексте» Николая Гумилева

Т. А. Мелешко
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция сюжета о Венере и Тангейзере в литературе второй половины XIX В. (Р. Вагнер, О. Уайльд)

Кастрель Вера Дмитриевна
Цель статьи – осветить историю возникновения и бытования сюжета о Венере и Тангейзере от Средних веков до рубежа XIX–XX вв. и тем самым представить контекст восприятия легенды во второй половине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Оскар Уайльд и наследие Джона Китса: автор как творец и миссия искусства

Федоров А.А.
В статье рассматриваются некоторые аспекты воздействия на творчество и теорию искусства О. Уайльда наследия Д. Китса, одного из оригинальных представителей эпохи романтизма в Англии.
Читать PDF
0.00 байт

«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной

Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Читать PDF
0.00 байт

«Английский Ренессанс искусства». От У. Пейтера до О. Уайльда. Культурно-эстетический аспект

Федоров А.А.
Английский Ренессанс явился своеобразным типом культуры. Это был культурный проект о всеобщем возрождении искусства, жизни и человека в их неразрывной связи.
Читать PDF
0.00 байт

ДЕКОРАТИВНО-ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. УАЙЛЬДА

Ушакова Е.В.
В статье рассматривается творчество О. Уайльда в его связи со стилем модерн, «Движением искусств и ремесел», идеями У. Морриса о возрождении английского декоративно-прикладного искусства. Уайльд также как и У.
Читать PDF
0.00 байт

Новаторство «импрессионистического» цикла стихотворений О. Уайльда

Рауд Н. П.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема морали в творчестве Оскара Уайльда

Закомолдина Олеся Сергеевна
Статья посвящена соотношению морали и этики в творчестве О. Уайльда, показано понимание художником этики, как независимой от внешних факторов категории. Анализируются понятия этики и морали в работах И. Канта и Ф. Ницше.
Читать PDF
0.00 байт

Преломление христианских мотивов в духе традиций эстетизма (по страницам трагедии О. Уайльда «Саломе

Дроздова Н. Г.
На материале библейских текстов и трагедии О. Уайльда «Саломея» показано, что Уайльд новаторски подошел к трактовке библейских мотивов и образов, а именно легенды о мученической смерти Иоанна Предтечи.
Читать PDF
0.00 байт

«СФИНКС» ОСКАРА УАЙЛЬДА В ПЕРЕВОДЕ Н.С. ГУМИЛёВА

Бахнова Юлия Анатольевна
Представлены результаты лингвостилистического анализа поэмы О. Уайльда «Сфинкс» и её перевода, выполненного Н. Гумилёвым.
Читать PDF
0.00 байт

Категория «Влияние» и ее составляющие в контексте творчества Оскара Уайльда

Валова Ольга Михайловна
Изучается одна из основных черт «философии нереального» Оскара Уайльда категория «влияние». В творчестве писателя можно выделить такие составляющие влияния, как искусство, красота, внешний облик, голос, обаяние женщины и т.д.

Похожие термины:

  • Уайльд, Оскар

    1856 - 1900) - известный английский поэт и писатель, автор очень популярного у нас в начале века романа "Портрет Дориана Грея". В образе Дориана Грея изображен эстет-аморалист, ставивший красоту выше все