УАЙЛЬД
УАЙЛЬД
Оскар (1854–1900) — английский поэт, писатель, драматург, теоретик эстетизма, осознавал себя и свое творчество как «символ искусства и культуры», порожденных «тревожным, бесноватым веком». В своих теоретических статьях (сборник «Намерения», 1891), он призывал «забыть все распри и ужасы мира» и удалиться в ту «верную обитель красоты, где всегда много ра-дости и немного «забвения». Однако творчество Уайльда выходило за рамки утверждаемых им принципов «искусства ради искусства». Его «Сказки» («Счастливый принц» (1888); «Молодой король» (1888); «Преданный друг» и др.) воспевают людей, способных на любовь, сострадание и самопожертвование. В остроумных, парадоксальных комедиях Уайльда («Веер леди Уиндер-мир» (1892); «Идеальный муж» (1895) и др.) мелодраматическая интрига сочетается с критикой морали и нравов буржуазно-аристократической Англии. В ро-мане «Портрет Дориана Грея» (1891) писатель раскрывает несостоятельность эгоцентризма и гедонизма, наслаждение ставшее самоцелью, жизнь, лишенная общественного смысла, свободная от морали, долга, порождает не радость, а муки, разрушает человека и приводит к его гибели. Та же мысль звучит в одноакт-ной пьесе «Саломея» (1893), написанной на библейский сюжет.
УАЙЛЬД
Wilde) Оскар Фингал О Флаэрти Уилс (1854, Дублин – 1900, Париж), английский писатель. Родился в Ирландии, в семье известного дублинского офтальмолога. Большое влияние на формирование Уайльда оказала мать-писательница. Учился в Дублинском и Оксфордском ун-тах. Под воздействием лекций Дж. Рескина, проповедовавшего культ прекрасного в искусстве и в жизни, Уайльд присоединился к эстетскому движению и вскоре стал его лидером. Он стал апологетом «искусства для искусства» и культа красоты, стиль его прозы отличается стремлением к декоративности, изобилует парадоксами, искрометным остроумием. Поэма «Равенна» (1878) и сборник «Стихотворения» (1881) написаны в традициях эстетского движения, в них сильно влияние импрессионизма. Поэт воспевает античность, красоту, передает яркие мимолетные впечатления, прославляет Дж. Мильтона, П. Б. Шелли, Дж. Китса, провозглашает свободу искусства от морали. Поэзия Уайльда отличается изысканностью языка и изяществом стиля. В 1882 г. писатель совершил триумфальный тур по США, читая лекции по эстетике. Активно работал: создал сборники сказок «Счастливый принц» (1888), «Гранатовый домик» (1892), «Преступление лорда Артура Севиля» (1891), роман «Портрет Дориана Грея» (1891), драму «Саломея» (1893), комедии «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1985), сборник эссе по эстетике «Замыслы» (1891). Провозглашаемые Уайльдом имморализм и эстетизм в искусстве нередко вступали в противоречие с его собственным творчеством: в сказках и романе «Портрет Дориана Грея» даются четкие оценки героев и их поступков. Литературная карьера и общественное положение писателя рухнули, когда в 1895 г. его приговорили к двум годам тюремного заключения по обвинению в аморальном поведении (поэма «Баллада Редингской тюрьмы», 1898). Выйдя из тюрьмы, жил в одиночестве и безвестности во Франции. После смерти увидела свет прозаическая исповедь «De profundis» («Из бездны»; полный текст издан в 1962). Последние произведения Уайльда отличает появление элемента социального протеста и мотивов сочувствия человеческому страданию.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006