УБЕЖИЩЕ
Убежище
укрытие закрытого типа, специально построенное или оборудованное для защиты людей от всех средств поражения. По назначению У бывают войсковыми и гражданской обороиы. Войсковые у. могут быть легкого и тяжелого типа; оборудуются системами воздухо-, водо-, электроснабжения, отопления и обеспечивают длительное пребывание в них людей без применения индивидуальных средств защиты.
Источник: Словарь военных терминов
Убежище
Убежище (sanctuary), свящ. место, служащее убежищем для преступников. Такие места существовали как в греч., так и в рим. об-вах, а с 399 г. и в христ. мире. В Англии, чтобы спастись от преследования закона, преступник мог просить У. в самой церкви или на церк. дворе при условии, что покинет страну в течение 40 дней через опред. мор. порт. В случае отказа или нарушения договоренности он подлежал судебному преследованию. Это право не распространялось на изменников. Генрих VIII ограничил число городов, обладающих правом У., Лаунсестоном, Дерби, Манчестером, Нортгемптоном, Уэллсом, Вестминстером и Йорком. В Англии преступники утратили право на У. в 1623 г.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
УБЕЖИЩЕ
практикующийся в большинстве государств обычай не выдавать иностранцев, скрывшихся в их границы; в большинстве случаев касается политических эмигрантов и не распространяется на уголовных преступников. В наше время называется "правом азиля".
В Казачьей земле этот обычай существовал уже в эпоху Томаторкани. Безопасное У. там находили все противники Руси и ее князей, а среди других - князья-изгои Олег и Роман Святославовичи, Давид Игоревич, дружинники Порей и Вышата и, наконец, черноризец Никон, благодаря которому русские летописцы кое-что узнали о Томаторкани и ее населении.
Обычай У-ща сохранялся и да Вольном Дону, где он выражался формулой: "С Дону выдачи нет!" Впервые его нарушила сильная партия южан, сторонников сохранения добрых отношений с московскими царями, когда в 1671 г. был выдан Степан Разин и Донцы обязались присягою высылать в Москву всякого главного заговорщика против ее государей, даже в том случае, если бы он оказался природным Казаком.
Обычай У. насильно и окончательно ликвидировал император Петр Первый в 1709 г., лишив казачье политическое общество на Дону всех его суверенных прав и обычаев.
В Казачьей земле этот обычай существовал уже в эпоху Томаторкани. Безопасное У. там находили все противники Руси и ее князей, а среди других - князья-изгои Олег и Роман Святославовичи, Давид Игоревич, дружинники Порей и Вышата и, наконец, черноризец Никон, благодаря которому русские летописцы кое-что узнали о Томаторкани и ее населении.
Обычай У-ща сохранялся и да Вольном Дону, где он выражался формулой: "С Дону выдачи нет!" Впервые его нарушила сильная партия южан, сторонников сохранения добрых отношений с московскими царями, когда в 1671 г. был выдан Степан Разин и Донцы обязались присягою высылать в Москву всякого главного заговорщика против ее государей, даже в том случае, если бы он оказался природным Казаком.
Обычай У. насильно и окончательно ликвидировал император Петр Первый в 1709 г., лишив казачье политическое общество на Дону всех его суверенных прав и обычаев.