Вскоре после окончания Отечественной войны внимание И. В.Сталина привлекло отсутствие преподавания в школе логики. Он считал, что это должен быть обязательный предмет в школе. Ему сообщили, что преподавание логики перегрузит школьную программу, к тому же нет и учебника, а написать его, тем более в сжатые сроки, просто некому. Сталин сказал, что в таком случае, почему бы не вернуться к широко распространенному до революции учебнику логики Челпанова.
Предложение было встречено с недоумением: как, разве можно издавать не просто дореволюционный учебник, но учебник, написанный убежденным неокантианцем, одним из злобных противников диалектического материализма и материалистического понимания истории? И.В. Сталин сказал, что профессор Челпанов много сделал для развития экспериментальной психологии, успешно преподавал логику в Московском университете. К тому же его учебник – учебник формальной логики. Формальную логику должен знать каждый школьник.
По указанию И.В. Сталина было дано задание философу‑марксисту профессору Московского государственного университета З.Я. Белецкому ознакомиться с учебником Челпанова и подготовить его к изданию. В 1946 учебник логики Г.И. Челпанова был издан массовым тиражом. По учебнику тогда начали учиться и мы, студенты философского факультета МГУ. Одновременно нам стали преподавать и диалектическую логику. Со временем вышли и учебники по диалектической логике, например, В.П. Рожина.
Сейчас же, не смущаясь, пишут, будто И.В.Сталин отдал предпочтение учебнику логики Челпанова, поскольку в прошлом сам учился в духовной семинарии. К тому же якобы это позволяло ему внедрять непререкаемые марксистские догмы в массовое сознание. Хотя на деле учебная дисциплина, введенная в школе, способствовала развитию культуры мышления, умению рассуждать логически.