Учение об идеях
Учение об идеях
осн. ядро объективного идеализма Платона. Первоначально очерч. в рамках теории познания (гносеологии), У. оби. наложило свой отпечаток также на этич., эстетич. и космологич. учения и на теорию государства Платона. Используя мысли Сократа, Платон гипостазировал содержание понятий и приписал им изначальное и истинное бытие прежде существования всех материальных объектов реального мира. Идеи у Платона — не только неподвижные первообразы вещей, в его поздней философии они становятся также первопричиной и целью всех вещей. Поэтому идеи образуют собственно предмет науки. В этич. и эстетич. отношении они воплощают совершенство, оставляя реальный мир далеко позади. Платоновская диалектика развертывается между гипостазированным содержанием понятий и реальной единичностью вещей. Причастность единичного к идее, так же как врем, присутствие идеи в единичном, отражает противоречивое единство единичного и общего. Проблематика единичного и общего излагается у Платона в различных аспектах, но так и не получает окончательного решения. Платоновский эрос содержит в себе стремление человека к познанию идей ради достижения истины и счастья. Познание идей происходит посредством припоминания (анамнесис). Высшей идеей является идея блага, которую Платон идентифицировал с божеством. У. оби. Платона было базисом спора об универсалиях в схоластике и исходным пунктом центральных схоластич. систем Альберта Великого и Фомы Аквинского. Влияние У. оби. прослеживается в трансцендентальном идеализме Шеллинга и Гегеля вплоть до неокантианских философских систем (Наторп). Заметно также его воздействие на т. н. феноменологию (Гуссерль, Мерло-Понти).
Источник: Словарь античности. 1989