, Бенджамин (West, Benjamin) 1738, Спрингфилд, Массачусетс — 1820, Лондон. Американский живописец, большая часть жизни и творчества которого прошла в Великобритании. Рано проявил художественные способности. Согласно преданию, американские индейцы в детстве учили его раскрашивать рисунки земляными красками. Первые уроки масляной живописи получил у художника-любителя из Англии У. Уильямса и шведского живописца Г. Хесселиуса, жившего в Америке. В 1760 уезжает в Европу, три года проводит в Италии, главным образом в Риме. Там попадает в интернациональную атмосферу неоклассицизма. Молодого американца поддержал А. Менгс, с ним был дружен сам И. И. Винкельман. Был в числе первых, начавших писать большие исторические полотна в стиле неоклассицизма. Именно в эти годы, ставшие для Уэста настоящей школой, сформировались основные принципы его живописи. В 1763 переехал в Лондон, где начал свою блестящую карьеру. Вскоре Уэст стал придворным историческим живописцем короля Георга III. Получает большие официальные заказы. Создает огромных размеров полотна, эволюционируя в сторону холодноватого академизма. Однако в картинах, посвященных истории Соединенных Штатов Америки, отступает от строгих канонов. Самый знаменитый его холст Смерть генерала Вульфа (1771, Оттава, Нац. галерея Канады) — во многом новаторское произведение. Мастер стремится придать героико-трагическое звучание событию современной истории. Выстраивая по законам классицизма сцену переднего плана, с обнаженной фигурой индейца, напоминающего торс с древнегреческого фронтона, он вместе с тем отказывается от античных одежд для конкретных участников события, тщательно прописывая реальные военные мундиры. Стремясь передать размах сражения, изображает многочисленные фигурки людей и коней, копья и пушки на заднем плане, уходящем до самого горизонта. К кон. XVIII в. в творчестве Уэста проявляются романтические черты, он обращается к мелодраматическим сюжетам, в арсенале его художественных средств все большую роль играют контрасты света и тени. Такие картины мастера, как Смерть на бледном коне (1817, Филадельфия, Пенсильванская академия изящных искусств; первый вариант картины был написан в 1802), предвосхищают полотна Делакруа. С 1769 по 1819 регулярно выставлялся в Королевской академии художеств, а в 1792 сменил Дж. Рейнолдса на посту ее президента. В 1802 посетил Францию, где встречался с Ж. Л. Давидом как признанный в Европе глава английской школы живописи. Хотя Уэст никогда не возвращался на родину, его мастерская в Лондоне была центром притяжения для молодых американских художников, многие свои произведения он посылал в дар различным учреждениям в Пенсильвании. Творчество мастера сыграло важную роль в истории искусства двух стран — Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Другие произведения: Договор Пенна с индейцами (1772, Филадельфия, Пенсильванская академия изящных искусств), Золотой век (1776, Лондон, галерея Тейт), Король Лир (1788, Бостон, Музей изящных искусств), Портрет миссис Бекфорд (1797, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Венера утешает Амура, ужаленного пчелой (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Чегодаев А. Д. Искусство США. М., 1960; Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Evans G. Benjamin West and the Taste of his Times. Carbondale, 1959.
Т. Воронина
0.00 байт