Ugo da Carpi) Итальянский гравер и рисовальщик североитальянской школы XVI в. Самый крупный мастер из работавших в технике кьяроскуро (от итал. chiaroscuro — светотень) — цветной гравюры на дереве, которая возникла в среде граверов, группировавшихся вокруг Пармиджанино. Уго да Карпи считается изобретателем техники гравюры кьяроскуро, в которой печатали с нескольких досок, каждая с отдельным тоном одного общего для всей гравюры цвета — зеленого, коричневого, серо-голубого, темно-красного. Каждая доска печатала на определенном участке белого листа, без накладывания тона на тон. Последней являлась черная доска, печатавшая контур. Сам контур был "свободным", с "прорывами", позволявшим достигать наибольшего слияния фигур с окружающей средой, мягкого перехода тонов. Это придавало большую "живописность" изображению. В 1516 Уго да Карпи получил от венецианского сената привилегию на печатание цветной гравюры изобретенным им способом. Выдающимся образцом этой техники явилась его гравюра Диоген (после 1527), созданная по рисунку Пармиджанино. Контур фигуры античного философа растворяется в воздухе, а тонкие градации различных тонов одного цвета усиливают впечатление мягкого сияния мощной "микеланджеловской" фигуры Диогена с пространством. Другой известный лист Уго да Карпи Чудесный улов рыбы был исполнен по картону Рафаэля. В нем мягкими слитными тональными переходами цвета передан пейзаж — холмистые берега, гладь озера, фигуры Христа и апостола Петра. Лист исполнен с большим декоративным мастерством, присущим манере Уго да Карпи.
Лит.: Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987.
Е. Федотова