(? — 5.3.1923, Казань) — арт. оперы (драм. сопрано) и педагог. С 1873 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Е. Цванцигер), затем совершенствовалась в Париже у П. Виардо. На оперной сцене дебютировала в Италии. В 1883—84 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партиях Вани — "Жизнь за царя" М. Глинки и Аиды), в 1884—86 пела в Казан. опере, в 1886—87 — в моск. Большом т-ре (дебютировала в партии Рахили — "Жидовка"), в 1886 выступала также в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова. В 1885 гастролировала в Н. Новгороде. Обладала сильным голосом и ярким сцен. дарованием. "Ухтомская в опере — это Стрепетова в драме" (Н. Котин).
1-я исп. партий: в Большом т-ре — Тамары ("Тамара"); вКазани — Инессы ("Африканка"); вН. Новгороде —Галька ("Галька", 2-я ред.). Лучшие партии: Виолетта, Маргарита ("Фауст"). В партии Маргариты, писал современник певицы, У.-Б. "живет на сцене, она воссоздает перед нами этот образ, она истолковывает его нам, она всецело сливается с этим образом. Смотря на нее, мы забываем, что перед нами артистка, певица, нет, перед нами Маргарита". (Казан. губ. ведомости. 1884. 18 сентября. № 109).
Среди др. партий; Инесса ("Африканка), Валентина. Партнеры: Л. Донской, Ю. Закржевский. М. Каменская, М. Корякин, М. Медведев, И. Тартаков, Д. Усатов. Пела п/у И. Альтани, Э. Направника.
У.-Б. была знакома с Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Сен-Сансом.
Вела пед. деят-сть в Петербурге и Казани.
Лит.: Артистка-художница // Казанские губ. ведомости. 1884. 18 сент.: Шувалова Е. А. П. Ухтомская-Баронелли. (Некролог) // Известия (Казань). 1923. 9 марта. № 53. С. 5; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С 253, 254; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 319; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 76, 78.