[13 (25) июня 1875 — 31 авг. 19421 — сов. физиолог, акад. (с 1935; чл.-корр. с 1932). Ученик H. E. Введенского. В 1906 окончил Петербург. ун-т и работал там же на кафедре физиологии животных. В 1922 после смерти Введенского занял его кафедру, к-рой и руководил до конца жизни. Разрабатывая направление, созданное трудами И. М. Сеченова и H. E. Введенского, У. пришел к открытию одного из осн. принципов деятельности нервной системы, названного им доминантой. Он показал, что в связи с исходящими из внешней среды раздражениями, действующими на соответствующие рецепторы организма, в тех частях центральной нервной системы, к-рые связаны с раздражаемыми рецепторами, создается стойкий очаг возбуждения (доминанта), определяющий поведение организма в данный момент. Возникший очаг возбуждения одновременно вызывает сопряженное, или реципронное, торможение во всех прочих частях нервной системы, вследствие чего исключается возможность выполнения др. рефлекторных реакций. Учение о доминанте им изложено в обобщающей работе "Доминанта как рабочий принцип нервных центров" (1923) (первые экспериментальные исследования по этому вопросу им были опубл. еще в 1911 в дисс. "О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний"). У. неоднократно указывал, что его учение о доминанте связано с учением Введенского о лабильности и парабиозе и вместе с тем подчеркивал близость установленного им принципа деятельности нервной системы к учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Учение о доминанте получило широкое применение в различных разделах биологии и медицины, а также в психологии и педагогике.
Продолжая разработку идей Введенского о физиологич. лабильности, У. создал учение об усвоении ритма. В труде "Усвоение ритма в свете учения о парабиозе" (1926) У. показал, что лабильность органа не является величиной постоянной; орган, как и организм в целом, способен перестраивать ритм своих возбуждений в соответствии с ритмом раздражений, действующих извне. В процессе усвоения ритма происходит функциональная перестройка органа и организма в целом, причем деятельность и работоспособность органа (или организма) не только не понижается, а напротив, повышается. Учение о доминанте и усвоении ритма позволило У. по-новому осветить вопрос о природе утомления, о чем им было доложено в 1934 на 5-м Всесоюзном съезде физиологов в Москве ("Возбуждение, утомление, торможение. Современное состояние проблемы утомления"). В своих трудах У. исходил из материалистич. взглядов на природу нервных процессов и выступал против идеалистич. трактовок нек-рых явлений: т. н. физиологич. закона "все или ничего", теории декрементов и др. У. не только развил учение Введенского об осн. закономерностях процессов возбуждения и торможения, но и указал новые пути физиологич. исследования деятельности нервной системы.
Известна также педагогич. деятельность У. Его курсы лекций "Физиология двигательного аппарата" (1927), "Очерки физиологии нервной системы" (1945, опубл. посмертно в Собр. соч., т. 4) представляют большую ценность. Награжден премией им. В. И. Ленина (1931).
Соч.: Собрание сочинений, т. 1—5, Л., 1945—54.
Лит.: Аршавский И. А., Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942), "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины", 1950, т. 29, вып. 6, № 6; Виноградов М. И., Творческий путь академика Алексея Алексеевича Ухтомского, "Вестник Ленинградского ун-та", 1950, № 9, стр. 17—31; Терехов Н. Г., Материалы к биографии Алексея Алексеевича Ухтомского (Научная, педагогическая и общественная деятельность), в кн.: Физиология и биохимия. [Сборник статей]. Посвящается 75-летию со дня рождения академика А. А. Ухтомского, Л., 1954.
Ухтомский,
Алексей АлексеевичРод. 1875, ум. 1942. Физиолог, специалист по процессам возбуждения и торможения, механизму лабильности. Автор учения о доминанте и др. Лауреат Ленинской премии (1932). С 1935 г. действительный член АН СССР.