Ухтомский (Андрей Григорьевич, 1770 - 1852) - гравер на меди, сын священника; не окончив курса в ярославской духовной семинарии, в 1786 г. поступил на службу подканцеляристом в ярославский сиротский суд, откуда, "по усмотрении в нем отличных способностей", был в 1795 г. уволен для поступления в Императорскую Академию Художеств. В ней он учился у И. Клаубера. В 1799 г., по Высочайшему повелению, определен в учрежденный тогда и недолго существовавший гравировальный ландшафтный класс. Окончил курс академии с званием художника XIV класса в 1800 г. и вскоре затем признан назначенным в академики. Получил это звание в 1808 г. за портреты князя Н.П. Салтыкова и его жены. В 1815 г. сделан управляющим академической печатной палатой. В 1817 г., по слабости зрения, уволен от занятий с учениками граверного класса и назначен библиотекарем академии, каковую должность занимал до увольнения своего в отставку, в 1850 г. Ухтомский был один из самых способных и плодовитых учеников Клаубера. Он гравировал всевозможными способами: резцом, крепкой водкой, карандашной манерой, акватинтой, пунктиром, механическим прибором Коласа. В ряду его работ, число которых простирается до 186, лучшими должно признать портреты; некоторые из них, как например портреты Салтыковых, Д.П. Трощинского , П.А. Тучкова , Нелидова и Голубцовой, не уступают второстепенным портретным произведениям Уткина . А. С-в.
Ухтомский Андрей Григорьевич
(1770—1852) — гравер на меди, сын священника; не окончив курса в Ярославской духовной семинарии, в 1786 г. поступил на службу подканцеляристом в Ярославский сиротский суд, откуда "по усмотрении в нем отличных способностей" был в 1795 г. уволен для поступления в Имп. академию художеств. В ней он учился у И. Клаубера. В 1799 г. по высочайшему повелению определен в учрежденный тогда и недолго существовавший гравировальный ландшафтный класс. Окончил курс академии с званием художника XIV кл. в 1800 г. и вскоре за тем признан назначенным в академики. Получил это звание в 1808 г. за портреты кн. Я. П. Солтыкова и его жены. В 1815 г. сделан управляющим академическою печатною палатою. В 1817 г. по слабости зрения уволен от занятий с учениками граверного класса и назначен библиотекарем Академии, каковую должность занимал до увольнения своего в отставку в 1850 г. У. был один из самых способных и плодовитых учеников Клаубера. Он гравировал всевозможными способами: резцом, крепкою водкою, карандашною манерою, акватинтой, пунктиром, механическим прибором Коласа. В ряду его работ, число которых простирается до 186, лучшими должно признать портреты; некоторые из них, как, напр., портреты Салтыковых, Д. П. Трощинского, П. А. Тучкова, Нелидова и Голубцовой, не уступают второстепенным портретным произведениям Уткина.
А. С—в.
{Брокгауз}
Ухтомский, Андрей Григорьевич
(Ouchtomski); гравер на меди всеми возможными манерами: резцом, крепкой водкой, карандашной манерой, акватинтой, пунктиром и манерой Колласа. Родился в 1770 году, сын священника; не кончив курса в Ярославской семинарии, поступил на службу в Ярославский сиротский суд подканцеляристом, 18 июня 1786 г.; 29 сент. 1795, "по усмотрению отличных способностей" президентом Мусиным-Пушкиным, уволен для поступления в Академию художеств. Унился y Клаубера; 1797, 31 дек. получил награждения 100 р. за гравированную им старушку; с 1 янв. 1798 г. назначено ему жалованье по 150 рублей в год, стол с учениками, квартира, дрова и свечи (журн. Сов. Акад. л. 43). 1799, 7 ноября определен по высочайшему повелению в гравировальный ландшафтный класс гравером. 18 авг. 1800 г., окончив курс в Акад. художеств, получил звание художника 14-го класса, аттестат 1-й степени и шпагу и избран в назначенные. В 1804 г., за доску с изображением рук, с рисунка А. Иванова и за исправление оригинала Аполлона, получил 75 р. Гравировал фигуру с розгами и сидящего циклопа. За доску: вид с берега против Каменного острова (оцененную в 700 руб.) получил добавочных денег 400 р. — 1807 г.; за вид Каменного острова получил 350 р. (оценен тоже в 700 p.). 1 сент. 1808 избран в академики за портреты графа Солтыкова и жены его.
В 1801 окончил большую гравюру с Берсенева; 1815 г. 16 окт. ему поручена в управление Печатная палата; 1817, 15 февраля по слабости зрения уволен от граверного класса [На его место назначен Уткин с 600 р. жалованья.] и сделан библиотекарем академии. В 1821, 16 сент., ему дана золотая Демидовская медаль (за успехи по механике) за изобретенную им гравировальную машину [Об этом изобретении в делах Акад. худож. сохранилась следующая переписка: "В декабре 1820 года посланник при баварском дворе граф Пален доставил в академию объяснение о изобретенной художником Вольфсгеймером гравировальной машине, посредством которой можно тянуть всякие линии, даже круглые; академия, отнесясь одобрительно о новоизобретенной машине и находя оную лучшего качества против доселе употреблявшейся английской, уже предположила снестись с изобретателем относительно размеров и цены ее; но в феврале г. Ухтомским было прислано письмо на имя президента академии, в котором он объяснял, что им давно уже изобретена гравировальная машина ничем не хуже баварской, причем приложены и самые образцы с выгравированных посредством оной штрихов. Рассмотрев эти образцы, академия заключила, что машина Ухтомского вполне может заменить баварскую, за исключением производства круглых штрихов, в которых, впрочем, и надобность в гравюре редко встречается (да и г. Ухтомский берется и в этом отношении машину свою усовершенствовать); почему академия положила: ненужной затраты на машину Вольфсгеймера не делать, a приобрести машину Ухтомского, a изобретателю исходатайствовать награду, которая ему и по закону за его изобретение следует" (II. 156). Вследствие чего 16 сент. 1821 г. Ухтомскому дана золотая медаль, учрежденная Н.А. Демидовым (в 1771 г.) в награждение за успехи по механике, и сверх того выдано ему на усовершенствование машины 2000 руб. из Госуд. казначейства. Машина эта долгое время стояла в печатной и, по свидетельству Келенбенца, никогда не была употребляема в дело.]. 1831, 5 февр., сделан хранителем Академического музея; 27 апр. 1834 получил за труды бриллиантовый перстень. В 1840 г. поручено ему сделать оттиски с досок путешествия Головнина; в 1848 г. он командирован для принятия с парохода художественных произведений, присланных для академии. В 1850 уволен от службы, с назначением пенсии. В 1854 г. новый хранитель музея, по представлению Ухтомского, сделал распоряжение об истребовании эстампов, взятых членами Акад. художеств под расписку, и о реставрации картин. В 1858 Ухтомский причислен к Штабу генерал-инспектора по инженерной части (Петров, 148).
Ухтомский был одним из самых плодовитых и способных учеников Клаубера; некоторые портреты его, как, например: Солтыковых, Нелидова, Трощинского, П.А. Тучкова, Голубцовой и т. д., — могут быть поставлены наряду с второстепенными вещами Уткина.
Его работы — портреты:
1. Августин Сахаров; 1818; 1-е отпеч. с полями, покрытыми царапинами.
2. Александр I. 3. Он же. 4. Изображение царя Алексея Михайловича, в рост, в царском облачении; слева от него боярин Нарышкин. Грав. в контурах, без имени Ухтомского, для "Описания русских одежд", соч. А.Н. Оленина, оставшегося неизданным; доска эта поименована под именем Колпакова (№ 13), гравировавшего прочие доски этого издания; она находится в Акад. художеств. 5.10 х 6*.
5. А.Б. Араратский; во 2-х отпеч. рамка кругом гравюры стерта и прибавлена французская подпись. При книге: "Жизнь Артемия Араратского; СПб., 1813"; грав. резцом. 6. А.Д. Балашев, гравир. резцом в 1815 г.; 1-е отпеч. до подписи. 7. Граф Васильев, с оригинала Боровиковского, гравирован резцом; 1-е до подписи.
8. Князь М.С. Воронцов, с оригинала Дюбуа, 1813; 1-е отп. до подписи.
9. Граф Гага (шведский король Густав-Адольф II); гравирован пунктиром: "А. У.".
10. Барон Гейкинг; гравирован резцом в 1797 г.
11. Кн. B.C. Голицын; в рост, гравирован акватинтой; в военной форме, в ботфортах с кисточками; в руках, заложенных назад, треугольная шляпа с султаном; на груди два креста. Справа обозначена тень от фигуры. В моем собрании экземпляр без всякой подписи, с пометой рукою Рассинга; 6 x 4*. 12. М.И. Голубцова, с оригинала Боровиковского; грав. резцом. 13. Ф.А. Голубцов, — то же; 1-е отпеч. прежде подписи. 14. Давид царевич Грузинский; грав. резцом; 1-е до подписи; есть отпечатки новые, очень слабые. 15. Г.Р. Державин; он представлен в халате, из-под которого виден жилет; на голове колпак с кисточкой, повисшей вперед; он в раздумье облокотился на левую руку; гравюра резцом; судя по манере, работы Ухтомского; поясной, 3/4 влево; 7.11 х 6*; в моем собрании экземпляр без всякой подписи. 16. Екатерина II; гравир. способом Колласа, ½ влево; в Акад. художеств в книге Уткина с его пометой: "в память от Ухтомского". 17. А.П. Ермолов; грав. резцом, с оригинала Мошкова; 1-е отпечатки до подписи.
18. Граф Н.М. Каменский; грав. резцом; во 2-х отпечат. имя Ухтомского уничтожено. 19. Е.А. Котцебу, с ориг. Варника, грав. резцом; 1-е отпеч. прежде подписи; в 3-х фон над головою стерт; при книге: "Путешествие в Южный Океан..." 1815—18 гг.".
20. Ю.Ф. Лисянский, 1812, с ориг. Гейзендама; грав. пунктиром; 1-е до подписи; 2-е с подписью, при его Путешествии вокруг света, СПб., 1812. 21. М.В. Ломоносов; 1-е отпечатки до подписи; 2-е с подписью; в 3-х фон тушеван в 4 черты; при книге: Собрание Русск. Образц. сочинений, СПб., 1821 (2-е отпеч.). 22. Михаил Митрополит; гравир. карандашной манерой; 1-е до подписи; 2-е с монограммой: *** 1822; 3-и с подписями.
23. Гр. А.П. Мусин-Пушкин, с ориг. Лампи; грав. пункт. 24. А.Л. Нарышкин, грав. карандашной манерой.
25. Нелидов, с ориг. Ромбауера; огромный лист, гравиров. резцом; внизу город Курск; во 2-е отпеч. прибавлены стихи. 26. О.И. Непейцын, гравир. пунктиром. 27. Е.Д. Озеров, грав. резцом; 1-е отпеч. прежде всякой подписи; 2-е с подписью, монограммой Ухтомского и годом 1816. 28. Кн. Н.В. Солтыкова, грав. резцом с ориг. Квадаля; 1-е отпеч. до подписи, в овале.
29. Князь Н.П. Солтыков, грав. резцом с ориг. Квадаля; 1-е отпеч. с подписью: "А: Ухтом:". Грав. 1807 года; во 2-х: "...1808 A. Ouchtomskoy Sculpsit"; оба портрета отлично выгравированы резцом. 30. Тихон Задонский, с рисунка Чурикова, грав. резцом. 31. Д.П. Трощинский, с ориг. Боровиковского; 1-е отпеч. прежде подписи; 2-е с подписью и девизом: "ex toto animo"*. 3-и с другим девизом: "...bonus atque fidus..." Грав. резцом. 32. А.А. Тучков 4-й, грав. резцом, с ориг. Варника; 1-е до подписи; 2-е с подписью; в 3-х в круге прибавлено: "Александр Алексеевич Тучков". 33. Н.А. Тучков; 1-е отпеч. прежде подписи; 2-е с подписью; с ориг. Дамона; грав. резцом; 8.7 х 5.11. 34. Он же, грав. резцом, с оригинала Дамона; 1-е отпеч. до подписи, в круге; 2-е с подписью и круг обнесен четырехугольником; 8.2½ х 6.1. 35. П.А. Тучков 3-й, грав. резцом (8-угольник в четырехугольнике); без подписи; 3.8 х 3.1½.
36. С.А. Тучков 2-й, с ориг. Кипренского; грав. резцом; с видом города Тучкова и монограммой гравера; 5.1 x 3.10½; при его книге: "Сочинения и переводы, СПб., 1816"; 4 части. 37. Гр. Д.И. Хвостов, грав. карадашной манерой, с ориг. Кипренского, 1812. 38. И.И. Хемницер, грав. резцом, с рисунка И. Иванова, — при его Баснях, СПб., 1811. 39. В.Я. Чичагов, грав. пунктиром; 1-е отпеч. прежде подписи.
40. "Abbas Mirza", — наследник персидского престола: "Aqa Mehémet Djafer delt", в лист*; 1-е отпеч. прежде подписи, с одним гербом*.
41. "Гравер Прейслер | с В гр. АУ"; грав. резцом; 7.6 х 5.6.
Ученические работы
42. Девочка с голубем, 1796 г. 43. Мальчик разнимает дерущихся петухов.
44. Старушка: "С Естампа Г. Вилля. | Гр. Андр. Ухтомский 1798. |
Я тож в поре своей Не хмурила бровей".
45. Старушка с тюльпаном в руке: "с Естампа Г. Вилля — Гравировал А: Ухтомский. |
И я в пятнадцать лет
Была такой же цветь". — Грав. резцом; 4°.
46. "Матерния ласки. С Эстампа Г: Вилля — Грав. А. У. 1799". В лист.
47. "Царь Артаксеркс — Грав. Андр. Ухтомский".
48. "Есфирь | Гравир: А: Ухтомскии". В четырехугольнике, по грудь, У, влево. Дружка № 47. 8.3 х 7.3.
49. "Вечер. —г Гравир. А. Ухтомский 1801 г."; копия с иностранной гравюры; 13 х 17.4.
50. Обручение Великомученицы Екатерины: "Писал Кореджио. — Грав. А. Ухтомский. — Картина такой же меры находится в Императорском Эрмитаже". В лист.
51—61. 12 досок оригиналов, изданных Академией художеств, гравированных карандашной манерой:
1) № 15. Богоматерь со Спасителем, с Рафаэля (La Seggiola); внизу монограмма гравера и год 1815. 2) № 24. Голова Париса: "Рисов. г-н Лосенко — Грав. А. Ухтомский". В большой лист. 3) № 39. Женская голова: "Рис. Г. Гриоз. Гр. А. У."; в малый лист. 4) Девушка в капоре с перьями, с жемчужной серьгой. В малый лист. 5) Губы и носы; в малый лист. 6) Глаза. 7) Две ноги (одни пальцы); в малый лист. 8) Руки (тоже). 9) Фавн, играющий на цевнице; в большой лист. 10) Фигура с розгами, из картины Доминикино. 11) Голова вакханки; и 12) Аполлон.
Виды
62. "Вид с каменного острова противолежащего ему берега", с посвящением имп. Елизавете Алексеевне от Ухтомского. В большой лист, в ширину; 1-е отпеч. до подписи.
63. "Вид дворца каменноостровского...", с таким же посвящением. В большой лист в ширину.
64. "Вид колонны и храма... Гатчины", с посвящением Павлу I от Щедрина. В лист.
65. "Вид дворца в Павловске...", с посвящением имп. Марии Феодоровне. В лист.
66. Вид крепости города Павловска. То же.
67. Вид сада в Павловске. То же.
68. "Вид большого бассейна... в Петергофе". В большой лист в ширину.
69. "Вид Кирилло-Новоезерскаго Монастыря... 1820. | рис. с Натуры И.К. Каулин. — Г. А. У.". В малый лист*.
70. "Вид кирилло-новоезерского монастыря. | Настоятелю оного Архимандриту Феофану. | от Белозерских граждан 1823 года. | с Натуры рисовал Инже. Маиор Каулин. — грав. А. У.". 13,3 х 22.7*. 1-е отпеч. неконченые, до подписи*.
71. "Вид Макарьевского Желтоводского Монастыря... старца Израиля. — Рис: М. Воробьев 1816. — Грав. А. Ухтомский 1816". В большой лист в ширину.
72. "Вид Саровской пустыни... 1834-го г. — Рисовал с Натуры Ф. Шмелев. — Гравир. А. Ухтомский". Очень большой лист в ширину.
73. "Вид Тихвинского большого монастыря... в 1837 году. — С Натуры рис. Заболоцкой. — Гравир. А. Ухтомской". То же.
74. "Вид... Эчмиадзина... Еривани... гравир. в Санктпетербурге 1805 года".
75. "Вид Собора священномученика Григория... в Эчмиадзине... в Ст. Петербурге Грав: А. — У. 1805". Оба гравированы пунктиром в большой лист в ширину.
76. "Вид Югской Дорофеевой Общежительной Пустыни... 1824 года... Рисовал профессор Перспективы М: Воробьев. — Грав. А.У."; в большой лист, в ширину.
Картинки, чертежи к книгам и виньетки
77. 1803 г. Одна доска в Атлас к Путешествию Сарычева, 1803 г.: "Камчадал на санках с упряжкою собак".
77а. Две виньетки к кнйге "Приключения по смерти" (1805 Штиллинга). Вера учит детей читать: 1. "Блаженство детей | ч. III Прикл. 1 — Грав. Ухтомский"; и 2. "Тавримон | ч. II Прикл. 4. Грав. Ухтомский".
78. 1806 г. Одна доска: Тмутараканский камень, к письму гр. Мусина-Пушкина о Тмутараканском камне, найденном на острове Тамани в 1792 г.; СПб., 1806 г.
79—85. 1808 г. — Семь картинок к книге: "Душенька, опера в пяти действиях. в санктпетербурге 1808 года"; 4°. Из предисловия видно, что все виньетки в книге гравированы Андреем Ухтомским, по рисункам Андрея Иван. Иванова; a именно:
1) Олимп, с подписью: "Зри щастие весь свет прекрасной сей четы! | Действие V. Явление последнее".
2) Колесница, запряженная парою коней.
3) Лук и стрелы; над ними громовые тучи.
4) Круглый храм; впереди два лебедя.
5) Скалы, из-за которых виден круглый храм; на земле лежат меч и лампада.
6) На реке лодка; на земле лежит корона, скипетр и другие вещи.
7) Амур целует Душеньку (со статуи Кановы).
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
86—88. Три виньетки в книгу: "Ключ к таинствам натуры, сочинение г. Эккартсгаузена". В часть I: Сатурн, сидящий подле земного шара. В часть IV: Заглавный лист с ангелом: "С.-Петербург 1804" (без имени гравера), и картинка: Треугольник, разделенный на 10 частей, Ангел подает ребенку циркуль. Эти же три виньетки, подновленные, находятся и в издании этой книги за 1821 год.
89—93. 1808 г. Заголовок и четыре картинки к трагедии: Фингал. Под четырьмя первыми подпись: "Рис. И.И. (Ив. Иванов). — Грав: А: Ухтомский"; a вверху монограмма: *** 89. Заглавный лист, с аллегорическими украшениями: "Полная музыка | Пантамимов, Балетов | и Сражений Трагедии Фингала. | Сочиненная Г. Козловским. Partition Complette... 1808". 4°. 1) Фронтиспис: "Фингал Явле: послед: Грав. А. Ухтомский. Рис. И: И: | возми ты Сей предметь, | что бы я каждый день. | из Гроба воззывал Моины Легку тень".
2) "Какую смерть, о Бард, напоминаешь мне? Финг. дейс: I явл: 1 (и мастера). рис. И. Иванов".
3) "Я здесь не в первый раз. — дей. II. Явл: 3. (и мастера). рис И. Иванов".
4) "... разите. рис. И. Иванов — Грав. А. Ухтомский | фин: дей: III явл: 3".
94. 1811 г. "Собрание Фасадов, | Его Императорским Величеством | высочайше апробованных | для заборов и ворот к частным строениям в городах | Российской Империи. | 1811 года". С 62 чертежами, гравированными акватинтой, в лист, в длину. У Д.Ф. Кобеко.
95. Отец благословляет образом сына, поступающего в ратники. Грав. пунктиром; 1-е отпеч. прежде подписи*; 2-е с подписью: "Славному народу Русскому | в благословенное царствование Александра I | Посвящает Академик Андрей Ухтомский | по заданной Академиею программе писал И. Лученинов"*.
96—97. 1813 г. Две доски в Атлас Крузенштерна, №№ 28 и 45. См. Клаубер.
98. 1814 г. "Фасады для частных строений Высочайше апробованные в 1814 г.". 4 части.
99. 1815 г. Десять медалей на действия 1812—1815 гг.; контуры деланы И. Ивановым, a Ухтомским наведен на них лавис. — См. И. Иванов.
100. 1820. Фасад Академической литейной, для издания: "Краткое сведение о вновь построенном при Имп. Акад. Худож. здании... СПб.". В лист, гравирован акватинтой.
100а. Виньетка к Шильонскому узнику В. Жуковского (СПб., 1822. 8°). Над картинкою: "Шильонский узник. Рис. И.И. Иванов — Гр. А. Ухтомский С.-Петербург | 1822". На гравюре в левом углу монограмма В.А. Жуковского, a в правом А. Оленина.
101. 1824. Одна доска к Путешествию в Китай, Тимковского; СПб., 1824 г.: "Шигемун, | ваятельное Изображение. Рис. с подлин: И: Иванов. Грав: Анд: Ухтомский". 8°.
102. 1824 г. 89 л. чертежей в книге: "Собрание планов Фасадов и профилей для строения каменных церквей... по Высочайшему повелению в департ. Госуд. Хозяйства и Публичных зданий изданное; С.-ПБург 1824 г."; в большой лист. Всего 89 листов чертежей, гравир. резцом, без подписи мастера. Из предисловия видно, что чертежи деланы под руководством ректора архитектуры Михайлова и гравированы преимущественно Ухтомским. Есть экземпляры этого издания, отпечатанные на бумаге огромного формата (Imper. folio). У Д.Ф. Кобеко.
103—116. 1828 г. "Анатомико-Хирургические Таблицы Буяльского. СПб. 1828 г.". Атлас в большой лист, из 14 таблиц (I—XIV), гравированных Ухтомским, резцом, в 1825, 1826 и 1827 гг., с рисунков Зайцева (последняя таблица с рис. Солнцева); все таблицы изготовлены под смотрением Буяльского. Впереди заглавный лист с картинкой, гравированной Иорданом.
117—120. 1852 г. Четыре таблицы во 2-е издание того же Атласа, 1852 года, №№ VII—X, с рисунков Солнцева. Все четыре изображают хирургические инструменты. В Атласе этого издания всего 10 таблиц, из числа которых первые шесть гравированы Уткиным. Заголовок с картинкой Иордана оставлен прежний, с переделкой года (1828) на 1852.
121 и 122. 1828 г. Две доски в Атласе к Путешествию Котцебу, СПб., 1821; № 28: "№ 7. Алеуты", и: "№ 8-й Кенойцы и Коможи"; грав. резцом.
123 и 124. Две картинки в лист, гравир. акватинтой: "1) Томмеамеа | Король Сандвичевых островов"; и 2) "Каду | Уроженец Острова Улей". Отпечатки бистром.
125—131. Семь картинок к сочинениям Озерова, СПб., 1828; с рисунков И. Иванова; гравиров. резцом: 1) Заголовок к трагедии Эдип в Афинах. 2) Эдип, входящий во храм. 3) Заголовок к Фингалу. 4) Фингал и Старн y жертвенника. 5) Заголовок к Дмитрию Донскому. 6) Заголовок к Поликсене. 7) Поликсена y жертвенника перед телом Гекубы.
132—138. 1831 г. Семь гравюр акватинтой к книге Оленина: "Рязанские русские древности... СПб. 1831". 8°; Атлас в лист: № 1. Заголовок: "Рисунки Рязанских древностей... 1722... Dessinés par Theodor Solnzoff"; внизу панагии и кресты. № 2. Портрет царя Алексея Михайловича; на №№ 3—7 изображены панагии, кресты, цепочки, браслеты, гривны, ожерелья и проч.
139—150. 1830 г. 12 архитектурных чертежей с Альбертоллия, в лист; из них 6 в контурах и 6 с тенями. Гравир. резцом, без имени Ухтомского; значатся за ним по академическому отчету за 1830 год. Доски в Акад. худож.
151—172. 1831 г. 22 доски, гравированные грубым пунктиром для Атласа к Путешествию Головина; в лист. Доски в Акад. худож.
173. Три изображения, гравированные манерой Колласа; одно из их, медальон Екатерины II, поименованный в числе портретов; два других: Спаситель, ½ влево, и Богоматерь, ½ вправо, по грудь; отпечатки с них находятся в Эрмитажной книге Уткина, с пометой его руки: "в память от 80 летнего Ухтомского 5 Мая 1851 года".
174—176. 1832 г. Три заглавных листа с виньетками к роману Масальского: "Стрельцы, С.-Петерб. 1832". 8°: Часть I: Стрелец читает бумагу; в открытую дверь виден Кремль: "Рис. Г. Завьялов. — Грав. А. Ухтомский".
"Часть III: Бурмистров находит свою невесту Наталью". Te же подписи. Часть IV: Впереди пушка, знамя и проч.; вдали видно село и восходящее солнце: "Рис. Лебедев. — Гра. Ухтомский".
177. Три (поясные) фигуры мужичков; гравюра акватинтой; 5.5 х 4.6*.
178. Картинка: "Дебора. | Убийца, трепещи; Бог зрит тебя! | Действие IV. Явлен. IV. — Ад. Пр. И. Иванов Соч. — Грав. А. Ухтомский". 4°.
179 и 180. "Гробница Царя Бориса Годунова"; и "Дворец Царевича Димитрия, в Угличе, и Церковь, постро- | енная на месте его убиения". Под каждой: "Грав. А. Ухтомский". Грав. резцом. 8°.
181—186. Шесть чертежей, изображающих военные повозки, грав. в контурах и акватинтой; куплены мною y печатника Келенбенца за работы Ухтомского.
Примечание. "30 Октября 1824 года присланы были для гравирования Уткину и Ухтомскому 51 рисунок к Путешествию Флота Капитана Беллинсгаузена в Южный Ледовитый Океан и вокруг света, на военных шлюпах Востоке и Мирном. Академики Уткин и Ухтомский представили свои цены за гравировку оных объясняя, что полагают гравировать оные пунктиром, a где необходимо будет и штрихами". В Материалах за 100 лет (II. 199) помечено, что заказа не последовало.
В моем собрании есть два листа чужой работы, изданные Ухтомским:
1. "Внутренность склепа собора Св. Николая в Баре... Рисовал с натуры К. Ухтомский... Leipzig. — Gravé par A. Kraussé" (резцом).
и 2. Перспективный вид Георгиевской залы Зимнего дворца; хромолитография: "Dessiné d´après nature et édité par C. d´Ouchtomsky".
{Ровинский}
Ухтомский, Андрей Григорьевич
гравер, академ. И. А. X. 1836 г., хранитель музея И. А. X.; род. 1779 г. † 16 февр. 1852 г.
Дополнение: Ухтомский, Андрей Григ.,
р. ноября 1769 г. (?), † 82 л. (?) 1852 г. 16 февр.{Половцов}