, Ричард (Wilson, Richard) 1713/1714, Пенгос, Монтгомеришир — 1782, Коломенди, Денбишир. Английский живописец. Один из основоположников национальной школы пейзажа. Сын священника, помимо школьного образования получил глубокие знания классики. Учился у малозначительного портретиста Т. Райта и добился первого успеха также в жанре портрета. В 1740-х практиковал в Лондоне, попробовав себя в пейзаже в 1746. Однако подлинный интерес к этому жанру пришел к нему в Италии, куда художник приехал в 1750. Он побывал в Неаполе, Венеции, но в основном работал в Риме и его окрестностях, воспоминания о которых не покидали его и после возвращения на родину в 1758. В решении обратиться к пейзажу Уилсона поддержал Ж. Верне. Становление же собственного стиля и видения природы проходило под воздействием таких мастеров, как Ф. Дзуккарелли, М. Риччи и С. Роза, но главным образом К. Лоррен. Уилсон использовал классицистические приемы кулисного построения пейзажа, однако внес в него принципиально новые моменты. Преодолевая театральную импозантность классицизма, мастер обратился к видам сельской Англии, которые казались его современникам слишком "простыми". В них не было места нимфам и фавнам. Художника вдохновляли окрестности Лондона, берега Темзы, родной Уэльс. Уилсон усиливал пространственную глубину своих композиций, используя естественные линейные ритмы ландшафта: уходящие вдаль дороги, извивы рек и т. д. Он отказывается от ровного золотистого рассеянного света в пользу естественного освещения из одного источника, что вносило в его произведения элемент драматического противостояния света и тени. Он обогатил колорит цветными рефлексами зеленого и синего тона, сделав общую серебристую гамму своих композиций более прохладной. Наконец, проявил интерес к изменчивости атмосферы в соответствии со временем дня, особенно любил писать предвечерние часы. Вернувшись в Англию, мастер не отказался вместе с тем и от итальянских мотивов с классическими персонажами или разбойниками. Уилсон состоял в Обществе художников, где выставлялся с 1760 по 1768, когда стал одним из членов-основателей Королевской академии художеств, в выставках которой участвовал до 1780. В 1776 он стал библиотекарем Академии и уже мало писал. Не будучи понятым современниками, последние годы провел в бедности. Его новации были оценены лишь на рубеже XVIII—XIX вв. Искусство мастера проложило путь последующему поколению пейзажистов — Крому, Котмену, Тернеру и Констеблу. Основные произведения: Пейзаж с разбойниками. Убийца (1752); Рим и Понте Молле (1754, оба — Кардифф, Нац. музей Уэльса); Вид Уилтона (кон. 1750-х, Уилтон, собрание Пемброк); Долина реки Ди (ок. 1762, Лондон, Нац. галерея); Темза около Туикенхема (ок. 1762, Норидж, Гор. музей); Кадер-Идрис (ок. 1774, Лондон, Нац. галерея).
Лит.: Bury A. Richard Wilson. Leigh-on-Sea, 1947; Constable W. G. Richard Wilson. London, 1953.
Т. Воронина
0.00 байт