народ. В Российской Федерации 4362,8 тыс. человек. Основное население Украины (37,42 млн. человек). Живут также в Казахстане, Молдавии, Белоруссии, Канаде, США и других странах. Язык украинский восточнославянской группы славянских языков, входящих в индо-европейскую семью языков. Верующие - православные, часть униаты.
УКРАИНЦЫ
УКРАИНЦЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
УКРАИНЦЫ
, самоназвание украiнцi (происходит от названия территории — Украина). Название впервые встречается в Ипатьевской летописи XII в. и имеет два толкования: от древнеславянской оукраины — край, граница; по другой версии — земля, место проживания. Официально название Украина употреблялось с XVII в. одновременно с Малороссией, производной от Малой Руси (синоним Галицкой Руси в отличие от остальной — Великой Руси). Восточнославянские племена, в том числе и предки украинцев, создали Киевскую Русь, но после её распада и последующих военных испытаний особую роль в сохранении этнического ядра и культуры сыграло Галицко-Волынское княжество. В сер. XIV в. галицкие земли были завоеваны Великим княжеством Литовским, а после Люблинской унии 1569 г. вошли в состав Речи Посполитой. В этот период происходит формирование украинского этноса в условиях борьбы за сохранение самобытности, языка и веры. В XVII в. начинается процесс воссоединения Украины и России, проходивший несколько веков. После революции 1917 г. была провозглашена Украинская Нар. Республика, затем образована Украинская ССР в составе СССР. С 1991 г. — суверенное государство Украина. Население — 46 млн. человек (2010). Украинский язык относится к восточной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи; определяются 3 наречия и 15 диалектов. Письменность на основе кириллицы. Религия — православие; в западных районах — католичество, униатство. Многовековая общая история и общие истоки культуры, проживание в рамках единого государства делали границу между русскими и украинцами условной и вели к активному хозяйственному и культурному сотрудничеству, укреплению семейнородственных и соседских отношений. Формирование украинской диаспоры на Урале происходило за счёт добровольного и принудительного переселения XIX—XX вв. В 1897 г. на территории Перм. губ. проживало 195 украинцев, в 1920 г. — 922. Особенно много украинцев было выселено на Урал в годы коллективизации и после Великой Отечественной войны. В условиях Советского Союза миграция всех народов, в том числе и украинцев, вызывалась следующими причинами: учёба, работа, служба в Советской Армии, а также семейнородственные связи. Важнейшим условием интеграции украинцев в России является родство восточнославянских языков и традиционное двуязычие. Укра-
инская диаспора в РФ является самой многочисленной. По переписи 2002 г., в РФ проживают 2943 тыс. украинцев, в Перм. крае — 25 948 человек. В разные годы в г. Перми действовали несколько общественных организаций, одним из первых в начале 1990-х гг. было создано украинское общество «Просвита». В начале 2000-х гг. создан культурно-деловой центр «Украинский дом». Украинское деловое сообщество Прикамья активно способствует развитию сотрудничества Украины и Перм. края в сфере бизнеса и культуры.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1; Пермь Великая на перекрёстке времен и народов // Жизнь национальностей. 2001. № 4.
Т.Н. Лепоринская
инская диаспора в РФ является самой многочисленной. По переписи 2002 г., в РФ проживают 2943 тыс. украинцев, в Перм. крае — 25 948 человек. В разные годы в г. Перми действовали несколько общественных организаций, одним из первых в начале 1990-х гг. было создано украинское общество «Просвита». В начале 2000-х гг. создан культурно-деловой центр «Украинский дом». Украинское деловое сообщество Прикамья активно способствует развитию сотрудничества Украины и Перм. края в сфере бизнеса и культуры.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1; Пермь Великая на перекрёстке времен и народов // Жизнь национальностей. 2001. № 4.
Т.Н. Лепоринская
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
УКРАИНЦЫ
в славянском мире составляют отдельную национальность, обособленную по антропологическому типу, языку и духовному складу. Нация формировалась при встрече лесной и степной этнологических стихий, когда на западе объединенный фронт лесных Славян встречал разрозненные степные племена. Он их уничтожал или поглощал. В эпоху Киевской Руси предки У-цев успешно отражали нападения степняков, часто при помощи других степняков, какими, например, были в Киеве дружинники Казары или стоявшие заслоном от степи Черные Клобуки. Но во многих случаях У. смешивались с Половцами, Мадьярами, Поляками и теми же Черными Клобуками. Когда непреоборимой и опустошительной силой в 1240 г. на Днепр пришла власть Золотой Орды, жизнь в Среднем Приднепровье замерла на два века. Степи и лесостепи обратились в Дикое Поле. Пребывали там, почти исключительно, татарские улусы, а рядом с ними Ордынские Казаки.
Повторное заселение Украинцами опустошенного Черного Шляха вдоль Тетерева и Левобережья началось во второй половине XVI века после Люблинской Унии под охраной польско-литовского оружия и казачьего степного заслона. Через два века волею и оружием России для украинских колонистов приготовлено и старожитное Казачье Поле, земли Запорожской Низовой республики. Сич была разрушена до основания, Казаков выселили на Кавказ, а на их земле поселили Русских и Украинцев. Таким образом, после Татар движение каждой украинской колонизационной волны находилось в прямой зависимости от литовско-польской или русской агрессии. Быт, судьбы и основные процессы социально-экономического развития Украинцев были долго связаны с Речью Посполитой. При этом на долю их почти всегда выпадали одни трудовые усилия. Благодаря подчиненному положению они были избавлены от необходимости принимать участие в войнах. Таким образом они сохранились количественно и получили возможность, хотя бы в чужой среде, выйти на широкий путь культурной эволюции, одновременно развивает в себе импульс переселенческой и политической экспансии. В наше время он проявляется в некоторых кругах украинских националистов стремлением далеко на восток и желанием потеснить Казаков на их коренных землях. Украинцы этого рода, по примеру Русских, стараются утвердить мнение о Казаках, как о сословии, возникшем среди населения Украины в результате социальных процессов. Но это мнение так же как, "версия о беглых холопах", лишено всяких оснований. Летописи и акты сохраняют память о приходе Казаков на Днепр с востока и нигде не называют их общим именем-Русь. Для них летописцы имеют специальные прозвища - Черные Клобуки, Черкасы. Даже при совместной жизни на границах Киевской Руси или на территории Гетманщины, Казаки и их предки сохраняли особый от остального населения Украины быт. Но Семнадцатый век принес на казачьи земли Подднепровья количественное преобладание Украинцев. Бывшие Ордынские Казаки и их семьи стали вращаться в сфере украинской. Судя по местному фольклору Казаки неоднократно вступали в браки с Украинками и в результате их славяно-татарский язык обратился в тот полтавский диалект, который Черноморцы принесли с собою на Кубань.
Повторное заселение Украинцами опустошенного Черного Шляха вдоль Тетерева и Левобережья началось во второй половине XVI века после Люблинской Унии под охраной польско-литовского оружия и казачьего степного заслона. Через два века волею и оружием России для украинских колонистов приготовлено и старожитное Казачье Поле, земли Запорожской Низовой республики. Сич была разрушена до основания, Казаков выселили на Кавказ, а на их земле поселили Русских и Украинцев. Таким образом, после Татар движение каждой украинской колонизационной волны находилось в прямой зависимости от литовско-польской или русской агрессии. Быт, судьбы и основные процессы социально-экономического развития Украинцев были долго связаны с Речью Посполитой. При этом на долю их почти всегда выпадали одни трудовые усилия. Благодаря подчиненному положению они были избавлены от необходимости принимать участие в войнах. Таким образом они сохранились количественно и получили возможность, хотя бы в чужой среде, выйти на широкий путь культурной эволюции, одновременно развивает в себе импульс переселенческой и политической экспансии. В наше время он проявляется в некоторых кругах украинских националистов стремлением далеко на восток и желанием потеснить Казаков на их коренных землях. Украинцы этого рода, по примеру Русских, стараются утвердить мнение о Казаках, как о сословии, возникшем среди населения Украины в результате социальных процессов. Но это мнение так же как, "версия о беглых холопах", лишено всяких оснований. Летописи и акты сохраняют память о приходе Казаков на Днепр с востока и нигде не называют их общим именем-Русь. Для них летописцы имеют специальные прозвища - Черные Клобуки, Черкасы. Даже при совместной жизни на границах Киевской Руси или на территории Гетманщины, Казаки и их предки сохраняли особый от остального населения Украины быт. Но Семнадцатый век принес на казачьи земли Подднепровья количественное преобладание Украинцев. Бывшие Ордынские Казаки и их семьи стали вращаться в сфере украинской. Судя по местному фольклору Казаки неоднократно вступали в браки с Украинками и в результате их славяно-татарский язык обратился в тот полтавский диалект, который Черноморцы принесли с собою на Кубань.
Украинцы
(самоназвание) – народ, основное население Украины (37,42 млн. чел.) В Российской Федерации 4362,8 тыс. чел., Казахстане 896,2 тыс. чел., Молдавии 600,3 тыс. чел., Белоруссии 291 тыс. чел., Узбекистане 153,2 тыс. чел., Киргизии 108 тыс. чел., Латвии 92,1 тыс. чел., в Канаде 530 тыс. чел., США 500 тыс. чел., Польше 300 тыс. чел., Аргентине 100 тыс. чел. Общая численность 46 млн. чел. (1992). Основой этнонима (первоначально он относился к юго-восточным группам народа, их называли также «козаки», «козацкий народ») стал термин «краина», т.е. страна, который в 18 в. закрепился в официальных документах и восходит к названию «Украина, употреблявшемуся для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель в 12 – 13 в.в. В 16 – 17 в.в. в официальных документах России украинцев часто называли черкасами, позже, до начала 20 в., малороссами, южнороссами. Украинцы говорят на украинском языке. Различают 3 основных наречия: северное, юго-западное и юго-восточное; последнее наречие в 16 в. было положено в основу староукраинского книжного языка. В ходе форми рования украинского этноса на рубеже 18 – 19 в.в. сложился современный украинский литературный язык. Письменность с 14 в. на основе кириллицы. Верующие украинцы – в большинстве православные, часть в западных регионах – греко-католики. В 4 – 7 в.в. Среднее Поднепровье занимает союз славянских племен, известный под названием антов (См. Анты), а позднее руссов или россов. Название «Русь» затем распространилось на все восточнославянское население. В процессе становления феолальных отношений формируются племенные союзы (См. Поляне, Древляне, Дулебы, Хорваты, Уличи, Тиверцы), а впоследствии государственные учреждения – княжества. В 9 в. Киевское и Новгородское княжества объединились в древнерусское государство – Киевскую Русь (См. Киевская Русь). Формирование украинского этноса происходило на основе части восточнославянского населения, в югозападных областях этого государства (территория Киевского, Переяславского, Ченигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств) в условиях продолжительной иноземной экспансии. В 11 – 12 в.в. в Закарпатье обосновались венгерские феодалы, в середине 14в. – первой половине 15 в. под властью польских магнатов оказалась Галичина и Западная Волынь, а литовских – Западное Полесье, основная часть Волыни, Подолия, Киевщина и Чернигово-Северщина; в 14 в. молдавские феодалы овладели Северной Буковиной, а в 15 – 16 в.в. Османская империя захватила часть Северного Причерноморья. Основным центром формирования этноса стало среднее Приднепровье - правобережные Киевские, Переяславские и Чернигово-Северские земли. В 15 – 16 в.в. этническая территория Украины расширяется вследствие заселения юго-западной окраины крестьянами (возникновение запорожского казачества) и началом освоения так называемой Слободской Украины (современная Харьковская, частично Луганская, Сумская, Курская, Белгородская и Воронежская обл.). В январе 1654 г. на Переяславской Раде было провозглашено воссоединение Украины с Россией. К концу века с Россией были воссоединены левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье и Чернигово-Северская земля. Победа России над Османской империей в войнах 1768 – 1774 и 1787 – 1791 г.г. привела к включению в состав России Северного Причерноморья, а также земель между Южным Бугом и Днестром. В начале 2-ой мировой войны западная часть Польши была оккупирована Германией. 17 сентября 1939 г. Советская Армия вступила на территорию Западной Украины; 1 ноября 1939 г. она была включена в состав СССР и воссоединена с Украиной. В июне 1940 г. принято решение о возвращении Румынией СССР Бесарабии и Северной Буковины. 29 июня 1945 г. правительства СССР и Чехословакии подписали договор о включении Закарпатья в состав Украины. В 1954 г. из состава России в состав Украины был передан Крым. См. Славяне, Гагаузы, Гуцулы, Крымские татары, Крымчаки, Лемки.
УКРАИНЦЫ
нация; вместе с русскими и белорусами относятся к вост. славянам. Общая числ. в СССР - 40753 тыс. чел. (перепись 1970). У. составляют осн. часть (74,9%) населения УССР, где их насчитывается 35 284 тыс. чел. (перепись 1970). Много У. живет также в др. республиках СССР, в частности в РСФСР - 3346 тыс. чел., в Казахской ССР - 930 тыс. чел., в Молд. ССР - 507 тыс. чел., в Кирг. ССР - 120 тыс. чел., в Белорус. ССР - 191 тыс. чел. и т. д. За пределами СССР У. живут в Польше (ок. 300 тыс. чел.), Чехословакии (ок. 70 тыс. чел.), Румынии (св. 70 тыс. чел.), Югославии (ок. 40 тыс. чел.), а также в различных странах Америки (ок. 2 млн. человек, гл. обр. в Канаде). Язык - украинский, вост.-слав. группы; разделяется на 3 осн. группы говоров: сев., юго-вост. и юго-зап. По локальным культурно-бытовым признакам Украина делится на 3 больших этнографич. р-на: центр.-вост. (или юго-вост.), сев. (полесье) и зап. (юго-зап.), к-рые в свою очередь распадаются на локальные подрайоны (напр., в зап. р-не выделяются группы укр. горцев: гуцулы, бойки, лемки). Верующие У. - в большинстве христиане (православные); христианство введено еще в 10 в. В зап. р-нах часть У. в 16-17 в. под давлением польских феодалов приняла униатство (см. Униатская церковь). Древней этнич. основой У., русских и белорусов были вост.-слав. племена, к-рые к 10 в. сложились в единую древнерус. народность и создали свое гос-во - Киевскую Русь. В ходе социально-экономич. и культурного развития, а также политич. разъединения древне-рус. земель в период феод. раздробленности (12-14 вв.) из состава древнерус. народности постепенно выделяется 3 вост.-слав. народности: русские, украинцы и белорусы. В качестве отдельной этнич. общности со свойственными ей особенностями языка, культуры и быта укр. народность начинает выступать в 14-15 вв. В 14 в. большинство укр. земель было надолго захвачено молд., литов. и польск. феодалами. В 16-17 вв. У. вели нац.-освободит. борьбу против шляхетской Польши, к-рая завершилась провозглашением на Переяславской раде 1654 воссоединения Украины с Россией. Левобережная Украина окончательно вошла в состав Росс. гос-ва в результате русско-польской войны 1654-67, а Правобережная - в 90-х гг. 18 в. Воссоединение избавило укр. народ от иноземного ига, сплотило укр. и рус. народы в их общей борьбе против иноземных захватчиков и внутренних угнетателей. Несмотря на царскую великодержавную политику нац. угнетения У., воссоединение имело большое значение для их экономич. и культурного развития. В 19 в. У. сложились в нацию. Вместе с рус. пролетариатом, под руководством Коммунистич. партии укр. трудящиеся развернули решительную борьбу против царизма, укр. и рус. помещиков и капиталистов, завершившуюся в 1917 - нач. 1918 установлением Сов. власти. В составе СССР У. воссоединились в единой Украинской Советской Социалистической Республике и достигли с помощью братских народов Советского Союза огромных успехов в политич., экономич. и культурном развитии. В ходе социалистич. строительства У. консолидировались в социалистич. нацию. В дореволюц. время основным видом крест. жилища У. была прямоугольная в плане хата с четырехскатной, чаще всего соломенной крышей и обмазанными глиной, белеными снаружи и внутри стенами. Живописностью и красочностью отличалась нац. одежда, изготовлявшаяся преим. из домотканных материалов (полотно, сукно). Женская одежда: вышитая рубаха, шерстяная художеств, тканья набедренная одежда - запаска, плахта, а также поясная - кирсет, киптар и др., суконная свита (длиннополая одежда из сукна, однотипная с рус. кафтаном). Мужская одежда состояла из вышитой длинной или короткой рубахи с прямым грудным разрезом, к-рую носили заправленной в широкие штаны или поверх узких штанов навыпуск, а также безрукавки, свиты. Зимней одеждой женщин и мужчин был преим. белый, часто украшенный цветной аппликацией, овчинный кожух. В процессе строительства социализма и коммунизма большие сдвиги произошли в материальной и духовной культуре У. Реконструированы города, выросли новые крупные благоустроенные пром. центры. Изменили свой облик и укр. села: они электрифицированы и радиофицированы. Здесь вместо традиционных хат часто сооружаются современные кирпичные дома, в архитектуре к-рых используются лучшие народные традиции. Гор. одежда фабричного изготовления стала преобладать и в сельских местностях. На смену старому, основанному на классовом антагонизме быту пришел новый, социалистич., коллективистский быт со свойственным для него единством личных и обществ. интересов. На новой социалистич. и интернац. основе получило дальнейшее развитие традиционное устно-поэтич., музыкальное, хореографич. народное творчество У., а также разнообразные жанры народного изобразит. иск-ва - художеств. роспись, вышивка, керамика, резьба по дереву, ковроткачество и пр. (Об истории, экономике и культуре У. см. ст. Украинская Советская Социалистическая Республика). Лит.: Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край... Материалы и исследования, собранные П. П. Чубинским, т. 1-7, СПБ, 1872-78; Восточно-славянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - нач. XX вв., М., 1956; Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964 (библ.); Самойлович В. П., Народна творчiст в архiтектурi сiльского житла, К., 1961; Укра?нське народне мистецство, т. 2, Вбрання, К., 1961; Гуслистый К. Г., Вопросы истории Украины и этнического развития украинского народа (период феодализма), К., 1963; его же, До питання про утворення укра?нсько? нацi?, К., 1967; Укра?нськi стравi, 5 вид. К., 1964; Наулко В. И., Етнiчний склад населения УРСР, К., 1965; Кравець О. М., Ciмейний побут i звичап укра?нського народу, К., 1966; Кувеньова О. Ф., Громадський побут укра?нського селянства, К., 1966.