Ульянов, Илья Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УЛЬЯНОВ Илья Николаевич
(14.7. 1831, Астрахань – 12. 1.1886, Симбирск), педагог, просветитель, действит. статский советник. Отец В. И. Ленина. В 1855– 63 ст. преПенз. физики и математики Пенз. дворянск. ин-та. Проводил по указанию Н. И. Лобачевского метеонаблюдения, заведовал фундаментальной б-кой, вел уроки в воскресной школе. Написал работы: «О грозе и громоотводах», «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы». В нояб. 1861 познакомился с М. А. Бланк, к-рая стала его женой. После Пенз. служил в Ниж. Новгороде, Симбирске, был инспектором, директором нар. уч-щ, участвовал в организации школ не только в рус., но и в морд., чуваш. селах. «За отлично-усердную службу» награжден орд. Св. Станислава 1-й стеПенз., Св. Анны 2-й стеПенз., Св. Владимира 3-й стеПенз., получил потомств. дворянство. В Пенз. перед зданием бывшего дворянского ин-та в 1970 установлен памятник И. Н. и М. А. Ульяновым (скульптор А. А. Фомин). Лит: Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова (1855–1925 гг.). Пенз., 1925; Федоров; Иванский А. И. Н. Ульянов: По воспом. современников и докум. М., 1963; Савин О., Трофимов Ж. И. Н. Ульянов в Пензе. О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Ульянов, Илья Николаевич

Ульянов Илья Николаевич


директор народн. училищ Симбирск. губ., † 12 янв. 1886 г.


{Половцов}





Ульянов, Илья Николаевич


(26.7.1831—27.1.1886) — русский педагог-математик. Отец В. И. Ленина. Род. в Астрахани. Окончил Казанский ун-т (1854). Преподавал физику и математику в ср. школах Пензы и Нижнего Новгорода. С 1869 — инспектор, с 1874 — директор нар. уч-щ Симбирской губ. Проводил большую работу по усовершенствованию программ по математике, физике, географии и космографии, в частности по предложению У. в реальных гимназиях были введены темы: "Понятие о формулах и функциях, понятие о прямоугольных и косоугольных координатах и применение их к черчению", "Решение неопределенных уравнений 1-й и 2-й степени с двумя и тремя неизвестными", "Исследование главнейших свойств конических сечений". У., разделяя педагогические воззрения Н. И. Лобачевского, стремился приблизить преподавание к жизни, вооружить учащихся методами решения разл. практических задач.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008