Улыбышев (Александр Дмитриевич, 1794 - 1858) - один из первых русских музыкальных критиков. Был редактором "Journal de St.-Petersbourg". Написал на французском языке "Nouvelle biographie de Mozart, suivie d´un apercu sur l´histoire generale de la musique et de l´analyse des principaux ouvrages de Mozart" (Москва, 1843). Эта книга обратила на себя внимание не только в музыкальных кружках России, но и в Европе, и вызвала сочинение Ленца о Бетховене (1851), в котором заметно полемическое отношение автора к книге Улыбышева о Моцарте. Улыбышев отвечал Ленцу в книге: "Beethoven, ses critiques et ses glossateurs" (Лейпциг, 1856), вызвавшей множество возражений. Книга Улыбышева о Моцарте переведена на русский язык М. Чайковским и издана в 1890 г., с примечаниями Г. Лароша и его же статей: "О жизни и трудах Улыбышева". Улыбышев писал также драмы, комедии, сатиры, шутки в драматической форме. Драма его в пяти действиях: "Раскольники" (1850) напечатана в "Русском Архиве" за 1886 г. В 1884 г. в "Нижегородских Губернских Ведомостях" помещена Гациским биография Улыбышева, перепечатанная Бартеневым в "Русском Архиве" 1886 г. Н. С.
Улыбышев Александр Дмитриевич
(1794—1858) — один из первых русских музыкальных критиков. Был редактором "Journal de St.-Pétersbourg". Написал на французском языке "Nouvelle biographie de Mozart, suivie d´un aperçu sur l´histoire générale de la musique et de l´analyse des principaux ouvrages de Mozart" (Москва 1843). Эта книга обратила на себя внимание не только в музыкальных кружках России, но и в Европе, и вызвала сочинение Ленца о Бетховене (1851), в котором заметно полемическое отношение автора к книге У. о Моцарте. У. отвечал Ленцу в книге: "Beethoven, ses critiques et ses glossateurs" (Лпц., 1856), вызвавшей множество возражений. Книга У. о Моцарте переведена на русский яз. М. Чайковским и издана в 1890 г., с примечаниями Г. Лароша и его же статьей: "О жизни и трудах Улыбышева". У. писал также драмы, комедии, сатиры, шутки в драматической форме. Драма его в пяти действиях "Раскольники" (1850) напечатана в "Русском Архиве" за 1886 г. В ]884 г. в "Нижегородских Губернских Ведомостях" помещена Гациским биография У., перепечатанная Бартеневым в "Русском Архиве" 1886 г.
Н.
С.{Брокгауз}
Улыбышев, Александр Дмитриевич
(2.4.1794—24.1.1858). — Коллежский советник.
Род. в с. Лукине Нижегородской губ. До 16 лет воспитывался в Германии. В службу вступил в канц. Мин. финансов — 20.8.1812, перешел в канц. Деп. горных и соляных дел — 31.8.1813, уволен — 29.2.1816, определен в Коллегию иностр. дел — 29.4.1816.
В показаниях С. П. Трубецкого (см.) назван членом общества "Зеленая лампа". Следственный комитет оставил это без внимания.
Вышел в отставку с чином действ. стат. сов. — 22.11.1830, поселился в своем нижегородском имении с. Лукине, в 1841 переселился в Нижний Новгород, где и умер. Известный музыкальный критик, автор трудов о Моцарте и Бетховене, в 1812—1830 был редактором "Journal de St.-Pétersbourg", писал сатиры, драмы и комедии, но их не печатал.
Жена — Варвара Александр. Олсуфьева.
Улыбышев, Александр Дмитриевич
— известный музыкальный писатель; род. 2 апреля 1794 в Дрездене, где отец его был русским послом, ум. 21 января 1858 в Нижнем Новгороде. До 16 лет воспитывался в Германии, затем служил по Министерству Иностранных дел; в 1830, по смерти отца, вышел в отставку, незадолго перед тем отказавшись от поста русского посла в Персии. 1812—30 У. заведовал редакцией "Journal de St.-Petersb.". Вышедши в отставку, У. поселился в родовом селе Лукине, близ Нижн. Новгорода, где собрал превосходную музык. библиотеку (см. Балакирев) и прожил всю жизнь, выезжая только в Новгород (каждую зиму) и изредка в столицы. В Нижнем У. устраивал квартетные вечера, а также исполнения симфоний, кантат и ораторий. Здесь же и в Лукине У. написал две свои известные книги: "Nouvelle biographie de Mozart, suivie d´un aperçu sur l´histoire générale de la musique et de l´analyse des principales oeuvres de Mozart, par А. Oulibicheff" (СПб. 1843, в 3 том.) и "Beethoven, ses critiques et ses glossateurs" (Лейпциг, 1857). В музыкальном отношении У. был самоучка, но, судя по его книгам, при всем своем дилетантизме обладал недюжинными музык. знаниями, был достаточно начитан и к своей задаче отнесся насколько мог добросовестно. Моцарта он прямо обожал. В первой своей книге, получившей широкую известность и у нас, и особенно за границей, У. проводит тот взгляд, что Моцарт является как бы кульминационным пунктом, к которому подымалась вся предыдущая музыка и от которого падает вся последующая. Признавая Бетховена одним из величайших композиторов, У. восстает, однако, против приписывания ему такого же универсального значения, как и Моцарту, и относится отрицательно к его последним произведениям. Против последних мнений восстал в своей книге Ленц (см.); тогда У. написал свою вторую книгу, в которой высказал еще более резкий и доведенный до крайности приговор над Бетховеном. В полемике по этому поводу Серова и др. против У. симпатии публики были не на стороне последнего. Живую и в некоторых отношениях реабилитирующую характеристику, а также небольшую биографию У. дал Ларош в своем предисловии к сделанному М. Чайковским русскому переводу книги У. "Новая биография Моцарта" (Москва, 1890). Обе книги У. переведены на немецкий язык; первая Ganterr´ом (1844, 2-е изд. 1859), вторая Bischoff´ом (1859). Кроме книг У. помещал также статьи по музыке в "Journal de St.-Pétersb." (до 1830) и "Северной Пчеле" (после 1830). Биография У., написанная Гацисским, напечатана в "Русском Архиве" (1886, 1); там же помещена его драма "Раскольники".
(Э.).
{Риман}
Улыбышев, Александр Дмитриевич
(1794-1858).
Рус. муз. критик, публицист, драматург и ред. Род. в Дрездене (в Германии) в семье росс. посла, служил по дипломатической части, был ред. двух газет. В 1819 вступил в лит. об-во "Зеленая лампа", близкое к декабристским кругам.
На заседаниях об-ва читались мн. произв. У., в т.ч. посмертно опубл. утопия "Сон" (1928), созвучная настроениям, царившим среди умеренного крыла декабристского движения; Россия в соч. У. предстает в виде конституционной монархии.
В. Р.