Униатская церковь

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
религиозное объединение, основанное на союзе (унии) православной церковной организации с католической церковью на условиях признания главенства папы римского и католической догматики при сохранении православных обрядов и церковно-славянского языка при богослужении. См. Брестская уния 1596.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
греко-католическая -христианское объединение, созданное Брестской унией в 1596 г. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов. Помогала укреплять власть польских феодалов на Украине, позже служила австро-венгерской монархии. После Октябрьской революции руководство (митрополит А. Шептицкий) стояло на антисоветских позициях, в годы Великой Отечественной войны сотрудничало с гитлеровцами, поддерживало ОУН. Самоликвидировалась а 1946 г. с расторжением Брестской унии. Ныне возрождается на Западной Украине.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была расторгнута (см. Флорентийский собор). С конца 15 в. идея унии была вновь выдвинута польск. феодалами, т. к. значит. часть населения Польши и Литвы была православной и с помощью церковной унии они предполагали постепенно ополячить украинцев и белоруссов. Часть православных феодалов и высшего духовенства в 16 в. поддержала идею унии, стремясь сравняться в правах с католиками. В 1595 епископы владимир-волынский Ипатий Потей и луцкий Кирилл Терлецкий обратились к папе римскому с просьбой об унии. На соборе в Бресте 6 епископов провозгласили Брестскую унию 1596, несмотря на протест большей части духовенства, феодалов и горожан. Король поддержал унию и объявил православную церковь вне закона, а ее имущество передал У. ц. В нач. 17 в. был создан орден базилианов, действовавший в интересах унии в сотрудничестве с иезуитами. Постепенно У. ц. и в обрядовом отношении все больше сближается с католической, изменяются облачения, устройство храмов, вводятся католич. праздники и отменяются православные. Все эти изменения были закреплены на соборе в Замостье в 1720. В Закарпатье уния была провозглашена на Ужгородском соборе 1649, но окончательно утвердилась лишь в конце 18 в. Борьбу с унией за религ. и нац. свободы на Украине и в Белоруссии в 16-17 вв. возглавили т. н. братства. После заключения Вечного мира 1686 Россия получила право защиты православных в Речи Посполитой и неоднократно протестовала против передачи православных церквей У. ц. После разделов Польши У. ц. была подчинена Римско-католич. коллегии в Петербурге, а с 1828 особой Униатской коллегии. В связи с начавшейся в 30-х гг. 19 в. ликвидацией У. ц. (завершена в 1839, кроме Холмской епископии, где У. ц. была ликвидирована в 1875), У. ц. с 1837 подчинялась обер-прокурору Синода. У. ц. в Галиции, тесно связанная с Ватиканом, в то же время поддерживала укр. националистич. тенденции вплоть до 2-й мировой войны 1939-1945. Прекратила свое существование в Зап. Украине в 1946 после Львовского собора, а в Закарпатье после Ужгородского собора 1949. На терр. Чехословакии ликвидирована в 1950. У. ц. продолжает существовать среди укр. эмигрантов, центр ее находится в Риме.

Лит.: Правда про унию. Док-ти н мат-ли, в. 2, Львнв, 1968; Чистович И. A., Очерк истории западнорус. церкви, ч. 2, СПБ, 1884; Петров A., Старая вера и уния в XVII-XVIII вв., т. 1 - 2, СПБ, 1905-06.

А. И. Рогов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
455.18 кб

Генерал П. О. Бобровский и его книга «Русская греко-униатская церковь в царствование императора Алек

Романчук Александр Александрович
Описанное Павлом Осиповичем Бобровским противостояние униатских «ориенталистов» и «латинников» в первой трети XIX в. является во многом забытой страницей истории.