единство - течение в протестантизме, отстаивающее идею единого Бога в противоположность догмату о троице. С отрицанием троицы связано отрицание божественности Христа, учения о грехопадении и искуплении, христианских таинств, в том числе крещения и причащения. У. допускают свободное толкование священного писания, выступают за веротерпимость. В XVI—XVIII вв. преследовались католической церковью и ортодоксальным протестантизмом. В XIX в. центр движения У. переместился в США. В широком смысле У. называют вообще всех приверженцев христианских течений, не признающих догмат троицы.
УНИТАРИИ
УНИТАРИИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Унитарии
Унитарии (Unitarians), приверженцы религ. учения, отвергающего догматизм и исповедующего идеи свободы, терпимости и веры в добродетельность человеческой природы. Совр. У. ведут свое происх. от протест, мыслителей 16 в., отвергавших догмат о Троице и подчеркивавших единосущее Бога. Такие взгляды У. до 1813 г. в Великобритании формально считались наказуемым преступлением, а само учение никогда не пользовалось здесь широкой популярностью. Наиб, сильным влияние У. было в США, особенно в Новой Англии и, в частности, в Гарвардском ун-те. Пятеро амер. президентов исповедовали У. В 1961 г. в США была основана Ассоциация унитариев-универсалистов, близкая по духу Международной ассоциации поддержки свободы вероисповедания.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
УНИТАРИИ
от лат. unitas - единство) - 1) В широком смысле - то же, что антитринитарии. 2) В более узком смысле У. называют лишь антитринитариев-протестантов. Они составили, начиная с Реформации, левое рационалистич. крыло протестантизма. Не отрицая религию, У. отстаивали веротерпимость и духовную свободу, особенно в области религ. догматики, стремились подчинить религ. веру разуму (тем самым закладывая в 16 в. основу для буржуазного свободомыслия 17-18 вв.), стояли за свободу научного исследования. В 16 в. У. были, напр., гуманист М. Целлариус (1499-1564) - ученик И. Рейхлина, М. Сервет. У., будучи монотеистами, отрицали догмат Троицы (в к-ром видели рецидив языч. многобожия). Они отвергали также церк. учение о грехопадении, утверждая, что человек по своей природе добр и его нравственность зависит от среды и воспитания; отвергали таинства, в т. ч. признаваемые протестантами (крещение и причащение). Сам термин "У." возник в нач. 17 в. и с 1638 был принят ими самими. У. преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. В 17 в. У. нашли убежище в Венгрии, Польше (разновидностью У. являлись социниане). Центр движения У. в 17 в. переместился в Англию, где главой У. стал Дж. Билл (1615-62), исповедовавший социнианство. В 70-80-х гг. 18 в. общины У. в Великобритании возглавляли Т. Линдсей (1723-1808) в Лондоне и Дж. Пристли (1733-1804) в Бирмингеме. Однако и в этой стране У. подвергались преследованию, на них не был распространен "Акт о веротерпимости" (1689); закон о смертной казни У. был отменен в Великобритании лишь в 1813. Дж. Пристли, преследуемый фанатиками, был вынужден эмигрировать в США. С 1-й пол. 19 в. наиболее значит. становится движение У. в США (центры - Бостон, Гарвардский ун-т). Выдающимися представителями амер. унитаризма были У. Чаннинг (1780-1842), Т. Паркер (1810-60), Р. Эмерсон (1803-82). Совр. У., в отличие от ортодоксальных протестантов, видят в культе не служение богу, а средство воспитания человека (верят в обществ. и нравст. прогресс), уповают на спасение не через сверхъестественное искупление Христа, а через усовершенствование характера. В 60-х гг. 20 в. У. в Великобритании было ок. 25 тыс., в США - ок. 100 тыс. Лит.: Gow H., The Unitarians, L., 1928; Scholefield H. В., Unitarianism - some past history and present meaning, Boston, 1950. A. H. Чанышев. Москва.