УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
первый университет России при Петербургской АН, создание которого предусматривалось Проектом положения об учреждении Академии наук. Однако в первые годы деятельности АН предполагавшийся У.А. так и не начал действовать, и обучение юношества было возложено на академиков, названных поэтому профессорами. Они должны были кроме научной работы читать публичные лекции и могли за особую плату преподавать на дому. Содержание лекций определялось научными интересами ученых и не ставило своей целью систематическое изложение какой-либо отрасли науки. Лекции читались на латинском языке и были доступны не всем желающим. Однако и при такой организации при Академии наук обучалось с 1726 по 1733 год 38 человек, из них только 7 русских (В. Е. Адодуров, И. Л. Магницкий, П. Ремизов и др.). Из-за отъезда большинства приглашенных при Петре Великом профессоров и недостаточного контингента слушателей академические лекции читались с перерывами и со временем фактически прекратились. У.А., отсутствие которого в 1743 г. доказывал Л., был организован только после того, как был в 1747 г. утвержден Регламент Академии наук.
В соответствии с ним в Университете должно быть 30 молодых людей на казенном содержании, а число "вольных" студентов не ограничивалось, и, если в Проекте положения об учреждении Академии наук для студентов не вводилось никаких сословных ограничений, то Регламент 1747 г. закрывал доступ в Университет всем представителям податных сословий. Против этого резко возражал Л., ссылаясь на европейские университеты, где "ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, а чей он сын, в том нет нужды".
В начале 1748 г. Академия начала набор студентов из Новгородской АлександроНевской семинарий и из Московской Славяно-греко-латинской академии. Л., И. Э. Фишер и И. А. Браун экзаменовали присланных семинаристов и отобрали из них 17 человек. Ректором У. А. был назначен Г. Ф. Миллер, который составил проект университетского регламента. Этот проект был дан на отзыв академикам, из которых Л. внес наиболее важные предложения по его усовершенствованию. Однако в 1750 г. президентом была утверждена временная инструкция, в которой ломоносовские предложения не были учтены. Занятия в У. А. начались 16 мая 1748 г. Предусмотренная программа полностью не выполнялась, тем не менее, несмотря на организационные неполадки и неполный контингент преподавателей, У. А. уже в первое пятилетие подготовил группу молодых ученых, признанных достойными звания адъюнктов и магистров: М. Сафронова, С. Румовского, И. Братковского, А. Барсова, Н. Поповского, А. Константинова и Ф. Яремского. Для пополнения знаний студентов посылали на учебу в европейские университеты.
В Лейдене, Страсбурге и Париже обучался студент А. П. Протасов. С.К. Котельников, С. Я. Румовский и М. Сафонов в Берлине, И. И. Лепехин и А. Я. Поленов в Страсбурге, В. П. Светов и В. Венедиктов в Геттингене.
В работе У. А. принимал участие Л., который читал курс "Истиной физической химии" студентам В. Клементьеву, И. Братковскому, И. Федоровскому, и С. Румовскому. Л. также читал лекции по экспериментальной химии, вел практические занятия в Химической лаборатории. Другая группа студентов слушала его лекции по стихотворству. Л. следил за учебными занятиями студентов и старался поощрить наиболее даровитых из них: Н. Н. Поповского он предложил наградить чином и жалованьем, указывая, что он "уже ныне в состоянии искусством своим в чистоте российского стиля и стихотворства приносить Академии честь и пользу". После смерти преподававшего в университете Г. В. Рихмана и окончания курса лекций Л. университет стал клониться к упадку. Единственный медик профессор А. Каау-Бургав не хотел читать лекций по медицине, отсутствовал профессор высшей математики, уклонялся от чтения лекций по экспериментальной физике профессор И. Э. Цейгер, не удалось уговорить преподавать в университете академика Ф. У. Т. Эпинуса.
В 1760 г. У. А. и Академическая гимназия были переданы Л. в единоличное ведение, но и после этого выдвижение им молодых отечественных специалистов на должности профессоров вызывало сопротивление академической администрации. Так вернувшийся в 1760 г. после обучения в Страсбурге А. П. Протасов был назначен на вакантную должность профессора анатомии и физиологии под нажимом Л. только в 1763 г. Л. привлек к Г. В. Козицкого, не получившего профессорского звания, к чтению лекций по красноречию, лекции по высшей математике читал, оставаясь инспектором, С. К. Котельников, а астрономии Н. И. Попов. Л. мечтал создать полноправный Университет. Он считал необходимым устроить по европейскому обычаю его торжественную инаугурацию и готовил речь к этому событию. Но подготовленная Л. грамота об университетских привилегиях осталась неподписанной императрицей Елизаветой. После воцарения Екатерины II Л попытался возобновить хлопоты по этому делу через Г. Г. Орлова, но успеха не добился. После смерти Л. У. А. постепенно прекратил свое существование. Борьба Л. за создание полноценного университета воспринималась иной раз как неприятные столкновения неуживчивого, упрямого человека с противниками своих убеждений. Создалось неверное мнение и о самом первом русском университете, который по словам министра народного просвещения в 1866-1880 гг. Д. А. Толстого был только фикцией.
В действительности в результате деятельности У.А. десятки русских людей получили образование, из которых несколько человек стали впоследствии академиками. У. А. существенно помог становлению Московского университета, принимая его студентов для слушания лекций своих профессоров. Выпускники У. А. Н. И. Поповский, А. А. Барсов и др. стали профессорами Московского университета.
Лит.: Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.:Л. 1962 История Академии наук СССР. М.:Л. 1958. С. 302-306.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

«Академическая свобода» как язык самоописания университета

Никольский Владимир Святославович
Статья посвящена осмыслению идеи академической свободы в меняющемся социокультурном контексте. Предложен ряд аргументов в поддержку принципа академической свободы.
Читать PDF

Академическая культура современного российского университета

Сизова И.Л.
Вступительное слово научного руководителя проекта Российского гуманитарного научного фонда № 14-33-01001 «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного универси
Читать PDF

Современный университет: корпоративная и академическая культура

Прохоров Андрей Васильевич
The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring corporate and academic cultures are touched upon.
Читать PDF

Российские ученые в немецком университете: академическая карьера

Жарий Ирина Александровна
Статья анализирует карьерные и профессиональные перспективы российских ученых в немецком университете.
Читать PDF

Университет как проблема: о непереводимости академической традиции

Сафронов П. А.
На протяжении всей их истории университеты в царской России создавались и рассматривались как часть государственного аппарата.
Читать PDF

Академическое сопротивление в университете: попытка концептуализаци

Корбут Андрей Михайлович
Статья посвящена анализу феномена и понятия «академическое сопротивление».
Читать PDF

Академический феодализм, университетская революция и фигура философа

Нехаев Андрей Викторович
Анализируется роль и значение фигуры философа и философского факультета в период «университетской революции» первой половины XIX в. Особое внимание уделяется влиянию идей представителей трансцендентализма (И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.
Читать PDF

Университетский устав 1884 г: иллюзия академической свободы (часть i)

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
В статье рассматривается проблема соотношения «свободы учения» и государственного регулирования образовательной деятельности, представленная в университетском уставе 1884 г Отмечается, что устав регламентировал принципы управления
Читать PDF

Университетский устав 1863 г. : пределы академического самоуправления

Новиков Михаил Васильевич, Перфилова Татьяна Борисовна
Устав 1863 г считался вершиной университетского законодательства XIX в.
Читать PDF

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СВ.ВЛАДИМИРА В 1917-1918 гг

Михальченко С. И., Ткаченко Е. В.
Читать PDF

О концептах «Академический капитализм» и «Предпринимательский университет»

Нефедова Алёна Игоревна
Статья посвящена обзору концепций «академического капитализма» и «предпринимательского университета», которые в последние два десятилетия активно обсуждаются исследователями высшего образования.
Читать PDF

Соотношение корпоративной и академической культур в современном университете

Прохоров Андрей Васильевич
Статья посвящена проблеме соотношения корпоративной и академической культур в современном университете. Рассматриваются различные точки зрения по вопросу структурирования данных типов культур.
Читать PDF

Академические чтения в Кемеровском государственном университете культуры и искусств

Афанасьева Эльмира Маратовна, Егле Людмила Юрьевна, Котлярова Татьяна Анатольевна, Попова Наталья Сергеевна, Умнова Ирина Геннадьевна
Читать PDF

Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете

Акимова Светлана Вячеславовна, Кожевникова Оксана Вячеславовна
В статье представлены результаты исследования возможных факторов успешности академической адаптации.
Читать PDF

Концептуализация идеи академического инновационного университета: проблемы и перспективы

Ямпольская Л. И.
Рассмотрены предпосылки и концептуальные основания процесса становления академического инновационного университета, вызванные нарастающим уровнем сциентизации промышленного производства, индустриализацией науки, глобализацией техн