первый университет России при Петербургской АН, создание которого предусматривалось Проектом положения об учреждении Академии наук. Однако в первые годы деятельности АН предполагавшийся У.А. так и не начал действовать, и обучение юношества было возложено на академиков, названных поэтому профессорами. Они должны были кроме научной работы читать публичные лекции и могли за особую плату преподавать на дому. Содержание лекций определялось научными интересами ученых и не ставило своей целью систематическое изложение какой-либо отрасли науки. Лекции читались на латинском языке и были доступны не всем желающим. Однако и при такой организации при Академии наук обучалось с 1726 по 1733 год 38 человек, из них только 7 русских (В. Е. Адодуров, И. Л. Магницкий, П. Ремизов и др.). Из-за отъезда большинства приглашенных при Петре Великом профессоров и недостаточного контингента слушателей академические лекции читались с перерывами и со временем фактически прекратились. У.А., отсутствие которого в 1743 г. доказывал Л., был организован только после того, как был в 1747 г. утвержден Регламент Академии наук.
В соответствии с ним в Университете должно быть 30 молодых людей на казенном содержании, а число "вольных" студентов не ограничивалось, и, если в Проекте положения об учреждении Академии наук для студентов не вводилось никаких сословных ограничений, то Регламент 1747 г. закрывал доступ в Университет всем представителям податных сословий. Против этого резко возражал Л., ссылаясь на европейские университеты, где "ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, а чей он сын, в том нет нужды".
В начале 1748 г. Академия начала набор студентов из Новгородской АлександроНевской семинарий и из Московской Славяно-греко-латинской академии. Л., И. Э. Фишер и И. А. Браун экзаменовали присланных семинаристов и отобрали из них 17 человек. Ректором У. А. был назначен Г. Ф. Миллер, который составил проект университетского регламента. Этот проект был дан на отзыв академикам, из которых Л. внес наиболее важные предложения по его усовершенствованию. Однако в 1750 г. президентом была утверждена временная инструкция, в которой ломоносовские предложения не были учтены. Занятия в У. А. начались 16 мая 1748 г. Предусмотренная программа полностью не выполнялась, тем не менее, несмотря на организационные неполадки и неполный контингент преподавателей, У. А. уже в первое пятилетие подготовил группу молодых ученых, признанных достойными звания адъюнктов и магистров: М. Сафронова, С. Румовского, И. Братковского, А. Барсова, Н. Поповского, А. Константинова и Ф. Яремского. Для пополнения знаний студентов посылали на учебу в европейские университеты.
В Лейдене, Страсбурге и Париже обучался студент А. П. Протасов. С.К. Котельников, С. Я. Румовский и М. Сафонов в Берлине, И. И. Лепехин и А. Я. Поленов в Страсбурге, В. П. Светов и В. Венедиктов в Геттингене.
В работе У. А. принимал участие Л., который читал курс "Истиной физической химии" студентам В. Клементьеву, И. Братковскому, И. Федоровскому, и С. Румовскому. Л. также читал лекции по экспериментальной химии, вел практические занятия в Химической лаборатории. Другая группа студентов слушала его лекции по стихотворству. Л. следил за учебными занятиями студентов и старался поощрить наиболее даровитых из них: Н. Н. Поповского он предложил наградить чином и жалованьем, указывая, что он "уже ныне в состоянии искусством своим в чистоте российского стиля и стихотворства приносить Академии честь и пользу". После смерти преподававшего в университете Г. В. Рихмана и окончания курса лекций Л. университет стал клониться к упадку. Единственный медик профессор А. Каау-Бургав не хотел читать лекций по медицине, отсутствовал профессор высшей математики, уклонялся от чтения лекций по экспериментальной физике профессор И. Э. Цейгер, не удалось уговорить преподавать в университете академика Ф. У. Т. Эпинуса.
В 1760 г. У. А. и Академическая гимназия были переданы Л. в единоличное ведение, но и после этого выдвижение им молодых отечественных специалистов на должности профессоров вызывало сопротивление академической администрации. Так вернувшийся в 1760 г. после обучения в Страсбурге А. П. Протасов был назначен на вакантную должность профессора анатомии и физиологии под нажимом Л. только в 1763 г. Л. привлек к Г. В. Козицкого, не получившего профессорского звания, к чтению лекций по красноречию, лекции по высшей математике читал, оставаясь инспектором, С. К. Котельников, а астрономии Н. И. Попов. Л. мечтал создать полноправный Университет. Он считал необходимым устроить по европейскому обычаю его торжественную инаугурацию и готовил речь к этому событию. Но подготовленная Л. грамота об университетских привилегиях осталась неподписанной императрицей Елизаветой. После воцарения Екатерины II Л попытался возобновить хлопоты по этому делу через Г. Г. Орлова, но успеха не добился. После смерти Л. У. А. постепенно прекратил свое существование. Борьба Л. за создание полноценного университета воспринималась иной раз как неприятные столкновения неуживчивого, упрямого человека с противниками своих убеждений. Создалось неверное мнение и о самом первом русском университете, который по словам министра народного просвещения в 1866-1880 гг. Д. А. Толстого был только фикцией.
В действительности в результате деятельности У.А. десятки русских людей получили образование, из которых несколько человек стали впоследствии академиками. У. А. существенно помог становлению Московского университета, принимая его студентов для слушания лекций своих профессоров. Выпускники У. А. Н. И. Поповский, А. А. Барсов и др. стали профессорами Московского университета.
Лит.: Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.:Л. 1962 История Академии наук СССР. М.:Л. 1958. С. 302-306.