совокупность — высшее учебное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям знаний, народного хозяйства и культуры. Первые У. появились в XII—XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии.
УНИВЕРСИТЕТ
УНИВЕРСИТЕТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
УНИВЕРСИТЕТ
в античности не было У. в совр. смысле, однако существовали определ. педагогич. центры, в к-рых сосредоточ. высшее образование и к-рые, с извест. оговорками, можно называть У. Такими центрами со 2 в. н.э. были прежде всего Афины и Рим, а с 4 в. н.э. также Александрия, Берит (совр. Бейрут), Антиохия и особенно Константинополь. Здесь в 425 имп. Феодосием II был открыт гос. У. с кафедрами греч. и лат. грамматики, греч. и лат. риторики, философии и юриспруденции. В этих педагогич. центрах в конце курса обучения для завершения выс-шего образования практиковались дополнит. занятия, как правило философией и риторикой, форма и продолжит. к-рых зависели от индивидуал. пожеланий каждого студента. Уже в эллинистич. эпоху в Александрии (Мусейон) и Пергаме возникли науч. образоват. центры, деятельность к-рых имела, однако, скорее научно-исслед., чем педагогич. направление. В древнейших, основанных в ср. века У. изучение перенятых из античности «свободных иск-в» на факультетах иск-в составило основу университ. образования.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Университет
(лат. universitas litterarum — совокупность наук). В античности не было У. в совр. смысле, однако существовали определ. педагогич. центры, в которых сосредоточивалось высшее образование и которые с известными оговорками можно называть У. Такими центрами со 2 в. н. э. были прежде всею Афины и Рим, а с 4 в. н. э. также Александрия, Берит (совр. Бейрут), Антиохия и особенно Константинополь. Здесь в 425 императором Феодосием II был открыт государств. У. с кафедрами греч. и лаг. грамматики, греч. и лат. риторики, философии и юриспруденции. В этих педагогич. центрах в конце курса обучения для завершения высшего образования практиковались дополнительные занятия, как правило философией и риторикой, форма и продолжительность которых зависели от индивидуальных пожеланий каждого студента. Уже в эллинистич. эпоху в Александрии (Мусейон) и Пергаме возникли научные образовательные центры, деятельность которых имела, однако, скорее научно-исследовательское, чем педагогич. направление. В древнейших, основанных в средние века У. изучение перенятых из античности «свободных искусств» (лат. «artes lrberales») на факультетах искусств составило основу университетского образования.
Источник: Словарь античности. 1989
Университет
Университет (university), центр высшего образования, в к-ром осуществляется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам и ведутся науч. исследования. В Европе к 1800 г. наряду со знаменитыми У. Средневековья, напр, в Болонье, Париже и Оксфорде, возник ряд новых. Этот процесс был характерен прежде всего для Италии и Германии, где отд. города и монархи основывали У. из соображений престижа. Как в Европе, так и в Америке гл. внимание по-прежнему уделялось традиц. дисциплинам - грамматике, логике, риторике, греческому и латыни, а также математике. По имеющимся данным, в 1800 г. существовало ок. 160 У., а в 1980 г. в мире их насчитывалось уже ок. 1320, причем 400 - в США. Появилось также неск. тыс. колледжей и ин-тов, дающих высшее образование. В первые годы 19 в. мн. У. Германии впервые ввели новые курсы обучения с большим акцентом на ес-теств. науках, что стало образцом для подражания. С 1990-х гг. число У. быстро растет за счет проведения реформ в сфере высшего образования в быв. соц. странах, частично благодаря повышению статуса политехн. и техн. колледжей. Система "открытого У." с использованием радио и телевидения для "дистанционного" по-лучения высшего образования впервые введена в Великобритании в 1971 г. и с того времени успешно используется в др. странах.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Университет
Университет (university), высшее учебно-науч. заведение, в к-ром ведется подготовка специалистов, а также осуществляются науч. исследования. В Европе У. возникли на основе т.н. Studio generalia - школ, в к-рых преподавали ученые из разных стран. Они были созданы для того, чтобы священники и монахи могли получить более полное (по сравнению с соборными и монастырскими школами) образование. Для защиты своих интересов в чужой стране иностранцы (как преподаватели, так и студенты) объединялись в об-ва или гильдии; к 13 в. эти "ученые сообщества" представляли собой развитые корпорации с четкой адм. структурой. В Боло-нье и Париже студенты-иностранцы пользовались привилегиями: они имели право бастовать в знак протеста против плохих условий; за мелкие проступки их судил церк. суд. В числе первых европ. У. были Болонский (1088), Парижский (ок. 1150 г.), Пражский (1348), Венский (1365) и Гейдельбергский (1386). За англ. Оксфордом (ок. 1150) и Кембриджем (1209), где впервые была создана система колледжей, последовали Сент-Эндрюс (1411), Глазго (1451) в Шотландии и Тринити-колледж (1591) в Ирландии (Дублин). Амер. У. возникли на основе колледжей, созданных в 17-18 вв.; первым среди них был Гарвард (1636). Долгое время в У. изучали только гуманитарные дисциплины и юриспруденцию, причем самым важным предметом считалась теология. Тем не менее в Салерно, где доминировало араб, влияние, мед. школа существовала еще в 11 в. Научная революция 17 в. способствовала постепенному расширению круга университетских дисциплин.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999