, Кристофоро (Unterberger, Cristoforo) 1732, Кавалезе — 1798, Рим. Живописец австрийского происхождения, работал в Австрии и Италии, где провел большую часть своей жизни. Учился у своего дяди Ф. З. Унтербергера; с 1748 учился и работал в Вене у другого дяди — М. Унтербергера. В 1751—1752 обучался в Академии художеств Вены, за полотно Поклонение волхвов и картину на библейский сюжет из жизни Товита и Товии (оба утеряны) получил первые премии. В 1756—1757 посетил Верону, Венецию. С 1759 жил и работал в Риме. В 1775 женился на дочери римского скульптора Ф. делла Валле Оттавии. Первые работы исполнены для церквей Кавалезе (1761), Безансона (1767, 1773), итальянского аббатства Новичелла (1769). В 1769 стал членом Академии Св. Луки. Под руководством А. Р. Менгса (которого иногда считают учителем Унтербергера) выполнил росписи зала папирусов Ватиканской библиотеки (1775). В произведениях Унтербергера наиболее ярко выразился характер римской неоклассицистической живописи. Значительными работами художника явились росписи в музее Пио-Климентино в Ватикане (сер. 1770-х): Квадратного вестибюля, или Атриума торса, где был по указанию Пия VI выставлен Бельведерский торс, галереи бюстов, галереи статуй. Унтербергер украсил их композициями с гротесками и изображением античной скульптуры на темном фоне. Художник по распоряжению папы занимался реставрацией Лоджий Рафаэля и зала Константина в Ватикане, получив после этих работ престижный заказ от императрицы Екатерины II на исполнение копий Лоджий Рафаэля в Гос. Эрмитаже (1778—1787) в технике энкаустики. В галерее Лоджий Рафаэля он написал сюжеты из античной мифологии и библейские сцены, элементы античного орнамента, изящно вписав все композиции в пространство потолка и стен. По указанию папы в 1780 Унтербергер принял участие в украшении Квиринальского дворца, резиденций в Урбино и Кастель Гандольфо, так как после смерти Менгса считался одним из придворных декораторов папской курии. Значительным вкладом в римскую живопись эпохи неоклассицизма явилась и его работа по украшению зала Геракла виллы Боргезе (1784—1786), исполненной по заказу графа Маркантонио IV Боргезе. Кроме того, вместе с архитектором виллы А. Аспруччи художник принял участие в решении декоративного убранства великолепного парка виллы, расположенной на живописном холме Пинчо. Пять сцен из жизни Геракла в зале № 10 виллы Боргезе с изображением мифологических героев словно олицетворяют "заповеди" А. Р. Менгса о простоте и величии, которыми должны наделять своих персонажей художники. Последней крупной работой Унтербергера в Риме явилось полотно для кабинета в палаццо Альтьери (1790—1793), выполненное по случаю бракосочетания принца Палуццо Альтьери и принцессы Марианны Саксонской. В станковой картине Аполлон отдает Асклепия кентавру Хирону (Рим, Банк Италии) художник с оттенком жанризации представил сюжет из античной мифологии. Античная амфора, плетеная корзинка, цветы символизируют искусство медицины, которое Хирон преподает Асклепию. В 1796—1797 Унтербергер посетил Кавалезе, исполнив алтарный образ для местной приходской церкви.
Лит.: Mich E. Unterberger Cristoforo // La Pittura. 1990. Vol. 2. P. 887—888; Michel O. Christophoro Unterberger // Dictionary of Art. London, 1996. Vol. 31. P. 679; Felucetti Ch. ed. Cristoforo Unterberger: un pittore fiemmese nell’Europa del Settecento. Poma, 1998.
Е. Федотова
0.00 байт
Унтербергеры, Ионовы и Яковлевы: стратегии выживания военных инженеров Владивостокской крепости и их
В статье на материалах семейных архивов рассматриваются стратегии выживания военных инженеров П.П. Унтербергера, Н.Н. Ионова и Е.А.