Уорд Лестер Фрэнк

Найдено 1 определение
Уорд Лестер Фрэнк
(Ward Lester Frank), 18.06.1841-18.04.1913-основатель совр. социол. науки в США. Род. в Илл. В 1862 со студенч. скамьи ушел в армию, воевал на стороне Севера, демобилизовался после ранения в 1864. С 1865 на службе в Министерстве финансов. Получил мед. (1869) и юрид. (1871) образование в Колуб. колледже (ныне ун-т Дж. Вашингтона). С 1881 работал в Геол. исслед. службе США на должностях геолога и (с 1892) палеонтолога, своими исследованиями заслужил славу одного из основоположников палеоботаники. После публикации в 1883 кн. «Динамическая социология» получил известность в обл. социологии, к-рую он рассматривал как универсал. «науку цивилизации», призван, объяснить историю об-ва, его совр. состояние и пути буд. развития. Подчеркивая принципиал. различие между человеч. об-вом и миром природы и противопоставляя действие слепых «социальных сил» целенаправл. воздействию «интеллекта», обосновал необходимость перехода от естественной, или «генетической», эволюции к сознательно планируемой, или «телеологической». Отказываясь от эво-люцион. фатализма Г. Спенсера, отводил актив. роль в обществ. процессе субъектив. фактору. Прогресс, имеющий целью «сокращение человеческих страданий», представлял, согласно У., процесс адаптации к складывающ. реалиям, а сознат. адаптацию он считал наиб. экономичной, способной при наименьш. усилиях обеспечить макс. результаты. Гл. средство направляемой эволюции видел в просвещ. полит. элите, для расширения числа участников соц. творчества требовал всемерн. развития образования и гос. заботы о повышении интеллект. уровня об-ва. Основным в философии истории У. объявлялся «закон агрегации», т. е. расширение сферы действия того или иного соц. организма и последоват. создание более высокоорганизов. соц. структур. В применении к конкрет. ист. ситуации это означало рост сферы распространения индо-герм. расы, обладавш. высш. знанием по сравнению с др. Борьбу рас, связан, с этим войны и вытеснение низш. рас высшими считал неизбежными спутниками прогресса человечества на его ранних стадиях. Поскольку человеч. природа повсюду одинакова и все человечество развивается в рамках одной «всемирной истории», конеч. ее результат видел в слиянии всех народов в одну расу и в создании глобал. коммерч., если не полит., целого, живущего по общим правилам. Подчеркивал, что обществ. прогресс определяется не столько примитив. борьбой за выживание сильнейшего, сколько постепен. ограничением размаха этой борьбы и стремлением к защите слабого. Обосновал право гос-ва на расширение его функций, полагая, что «ограничиваться оно должно только благом об-ва». В доказательство указывал на очевидную неспособность частн. бизнеса решать свои проблемы без гос. поддержки, провозгласил гос-во одним из важнейш. человеч. ин-тов. Обосновал также ответственность гос-ва за благосостояние своих граждан, его обязанность содействовать улучшению «социальной среды» и раскрытию скрытых способностей каждой личности. Согласно концепции У., на смену демократии придет нов. форма правления «социократия», когда коллектив. разум об-ва установит науч. контроль над «социальными силами». Взгляды У., по взаимному признанию автора и его единомышленников в России, нашли наибольш. отклик у «славянского ума». Несмотря на то что рус. изд. «Динамической социологии» сожгли по распоряжению властей, мн. идеи У. нашли отражение в либерал. печати, видевшей в них стремление обеспечить «мирный, безболезненный и непрерывный целесообразный прогресс». В последующем ряд работ У. был переведен на рус. яз., включая «Психические факторы цивилизации» (1893, 1897) и «Очерки социологии» (1897, 1901). В первой из них У. опроверг мнение, что существовавший в России режим не отражал состояния об-ва, полагая, что «правительство всегда должно адаптироваться к его худшему классу». Рус. «деспотизм» он рассматривал как врем. необходимость, существование к-рой оправдано невежеством осн. массы народа. В дальнейшем же, писал У. в 1896, Россия обязательно вступит в эру просвещения, а на земле «нет др. народа, более способного использовать его должным образом». После пребывания на посту през. Междунар. ин-та социологии (1900-03) У. был приглашен в престиж. ун-т Брауна (1906), в том же году избран первым през. Американского социологического общества. Один из первых биографов У. назвал его «амер. Аристотелем». Брат Сайренус Осборн У. (1831-1902) изв. деятель раб. движения, журналист, автор популяр. книг для рабочих; призывал добиваться построения социализма легал. методами.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.