, Джордж Фредерик (Watts, George Frederick) 1817, Лондон — 1904, Комптон, Суррей. Английский живописец и скульптор. Родился в семье настройщика фортепиано. После обучения в мастерской скульптора У. Бехнеса поступил в школу Королевской академии художеств. Первую работу (Раненый Хирон, Комптон, галерея Уоттса) выставил в 1837. В ранних вещах опирался на манеру У. Этти и Э. Лендсира, затем увлекся итальянским Возрождением. Большое впечатление и творческий импульс получил от мраморов Парфенона, привезенных лордом Элгином. В 1843 выиграл конкурс на декорацию Вестминстер-Холла, после чего уехал в Италию, где пробыл до 1847. В 1867 избран членом Королевской академии художеств, а в 1902 одним из первых награжден орденом "За заслуги". Большинство его ранних полотен проникнуто трагизмом (Четыре апокалиптических всадника, 1843—1847, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера), в некоторых из них он поднимается до необычайной для тогдашнего искусства степени социального обличения (Голод в Ирландии, 1849—1850, Комптон, галерея Уоттса). Художник мало интересовался современными ему художественными течениями, хотя один из его самых знаменитых портретов — Актриса Алиса Эллен Терри (1864, Лондон, Нац. портретная галерея) — написан не без влияния прерафаэлитов. В поздние годы был известен как автор аллегорических композиций, в которых пытался выразить высокие этические концепции (Надежда, 1886, Лондон, галерея Тейт). В своих картинах стремился к обобщенности и монументализации формы. Пытался возродить фресковую живопись, но не смог преодолеть технические трудности. Известна колоссальная гипсовая статуя Уоттса Физическая энергия, которая воспроизведена в мемориале С. Родса в Кейптауне и в Кенсингтонском парке в Лондоне. Однако главным вкладом в английское искусство и культуру явились его портреты. Мастер оставил целую галерею изображений выдающихся современников. Среди них Портрет Карлейля (1868, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет Уильяма Морриса (1870, Лондон, Нац. портретная галерея). В психологической характеристике персонажей, композиционном и колористическом строе этих работ мастер предстает не только как один из талантливых портретистов XIX в., но и как продолжатель традиций европейского портрета, восходящих к Тициану и Тинторетто, творчество которых он очень высоко ценил. В доме художника в Комптоне, близ Гилфорда, в настоящее время открыта галерея Уоттса.
Лит.: Watts M. S. George Frederick Watts. The Annals of an Artist’s Life. London, 1912. 3 vol.; Chapman R. The Laurel and Thorn, a Study of G. F. Watts. London, 1945.
Т. Воронина
0.00 байт