УПАНИШАДЫ
УПАНИШАДЫ
др.-инд. трактаты преим. этико-филос. хар-ра, складывавш., по-видимому, с 8 — 6 вв. до н.э. вплоть до 14 — 15 вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Упанишады
санскр. – сокровенное знание) – заключительная часть вед, их окончание; основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного «освобождения».
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
УПАНИШАДЫ
сокровенное знание - религиозно-философские комментарии в Ведам, составлялись с VII—III вв. до н. э., делятся на ранние и поздние. Основное назначение — обоснование брахманизма и ряда идеи, легших в основу буддизма (учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша — освобождение от цепи индивидуальных рождений.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
УПАНИШАДЫ
(санскр. «сидение ученика у ног учителя») — индийские прозаические и стихотворные религиозно-философские трактаты. Возникли как комментарии к Ведам в VII–III вв. До н.э. В них раскрываются основные проблемы ведической религии, дается ее философское обоснование. Ключевой в Упанишадах является идея единства Брахмана (абсолютно-го, объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, духа). При этом отвлеченные идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, «игры+ понятиями». Идеи Упанишад повлияли на формирование суфизма, неоплатонизма, а также на европейский мистицизм.
Упанишады
(санскр. – сокровенное знание) – религиозно-философские комментарии к ведам. Составлялись начиная с 7 – 3 в.в. до н.э., кончая 14 – 15 в.в. н.э. Упанишады делятся на ранние и поздние. Основное назначение упанишад – обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма (учение о непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В упанишадах выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии Атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша – освобождение от цепи индивидуальных перерождений. См. Брахманизм, Буддизм, Веды, Мокша.
Упанишады
Упанишады (Upanishads) (санскр. - "сидя рядом", т.е. "у ног господина"), сборник из более чем ста богословских трактатов, написанных на санскрите в неустановленное время (возможно, после 400 г. до н.э.). В них содержится квинтэссенция представлений ведийской эпохи (веды), в т.ч. Веданты ("вершины знаний"). Они носят более религ.-филос. и мистический характер. Сoэпохой У. ученые связывают зарождение в индуизме концепции единого верховного Бога (брахмана), к-рый может быть познан человеческой сущностью (атма-ном). "Бхагавадгиту", часть созданного позже эпоса "Махабхарата", нередко приравнивают к У., поскольку в ней излагается высшее и самое существенное в учении индуизма.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
УПАНИШАДЫ
санскр. упанишад, букв. - сидение около (наставника), в дальнейшем - сокровенное знание, тайное учение) - др.-инд. трактаты преим. этико-филос. характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. до н. э. вплоть до 14-15 вв. н. э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. для них характерно монистич. осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала - Брахмана, и высшего индивидуального начала - Атмана). Воздействие У. прослеживается в религ.-филос. системах буддизма, йоги, санкхьи; на их основе была создана система веданты. Философия У. оказала влияние на взгляды крупнейших инд. Мыслителей - Шанкары (8-9 вв.), Рамануджи (11 в.) и др., вплоть до 20 в. (Р. Тагор). У. - один из важнейших памятников по истории инд. культуры; содержат интересный материал по древней истории Индии. Публ. в рус. пер.: Брихадараньяка упанишада, М., 1964; Чхандогья упанишада, М., 1965; Упанишады, М., 1967; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1925. Лит.: Сыркии А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956, с. 112-223. А. Я. Сыркин. Москва.