УПАНИШАДЫ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УПАНИШАДЫ
др.-инд. трактаты преим. этико-филос. хар-ра, складывавш., по-видимому, с 8 — 6 вв. до н.э. вплоть до 14 — 15 вв. н.э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Упанишады
санскр. – сокровенное знание) – заключительная часть вед, их окончание; основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного «освобождения».

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

УПАНИШАДЫ
сокровенное знание - религиозно-философские комментарии в Ведам, составлялись с VII—III вв. до н. э., делятся на ранние и поздние. Основное назначение — обоснование брахманизма и ряда идеи, легших в основу буддизма (учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша — освобождение от цепи индивидуальных рождений.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

УПАНИШАДЫ
(санскр. «сидение ученика у ног учителя») — индийские прозаические и стихотворные религиозно-философские трактаты. Возникли как комментарии к Ведам в VII–III вв. До н.э. В них раскрываются основные проблемы ведической религии, дается ее философское обоснование. Ключевой в Упанишадах является идея единства Брахмана (абсолютно-го, объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, духа). При этом отвлеченные идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, «игры+ понятиями». Идеи Упанишад повлияли на формирование суфизма, неоплатонизма, а также на европейский мистицизм.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Упанишады
(санскр. – сокровенное знание) – религиозно-философские комментарии к ведам. Составлялись начиная с 7 – 3 в.в. до н.э., кончая 14 – 15 в.в. н.э. Упанишады делятся на ранние и поздние. Основное назначение упанишад – обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма (учение о непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В упанишадах выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии Атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша – освобождение от цепи индивидуальных перерождений. См. Брахманизм, Буддизм, Веды, Мокша.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Упанишады
Упанишады (Upanishads) (санскр. - "сидя рядом", т.е. "у ног господина"), сборник из более чем ста богословских трактатов, написанных на санскрите в неустановленное время (возможно, после 400 г. до н.э.). В них содержится квинтэссенция представлений ведийской эпохи (веды), в т.ч. Веданты ("вершины знаний"). Они носят более религ.-филос. и мистический характер. Сoэпохой У. ученые связывают зарождение в индуизме концепции единого верховного Бога (брахмана), к-рый может быть познан человеческой сущностью (атма-ном). "Бхагавадгиту", часть созданного позже эпоса "Махабхарата", нередко приравнивают к У., поскольку в ней излагается высшее и самое существенное в учении индуизма.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

УПАНИШАДЫ
санскр. упанишад, букв. - сидение около (наставника), в дальнейшем - сокровенное знание, тайное учение) - др.-инд. трактаты преим. этико-филос. характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. до н. э. вплоть до 14-15 вв. н. э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У. При всей неоднородности воззрений У. для них характерно монистич. осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала - Брахмана, и высшего индивидуального начала - Атмана). Воздействие У. прослеживается в религ.-филос. системах буддизма, йоги, санкхьи; на их основе была создана система веданты. Философия У. оказала влияние на взгляды крупнейших инд. Мыслителей - Шанкары (8-9 вв.), Рамануджи (11 в.) и др., вплоть до 20 в. (Р. Тагор). У. - один из важнейших памятников по истории инд. культуры; содержат интересный материал по древней истории Индии.

Публ. в рус. пер.: Брихадараньяка упанишада, М., 1964; Чхандогья упанишада, М., 1965; Упанишады, М., 1967; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1925.

Лит.: Сыркии А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956, с. 112-223.

А. Я. Сыркин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Онтологические схемы Упанишад и адвайта-веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы

Пастухова Элиза Роллексовна
Статья касается некоторых вопросов, связанных с учением о тождестве Атмана и Брахмана в Упанишадах и философии адвайта-веданты.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматривается природа сознания в адвайта-веданте и упанишадах. Понимание природы сознания в адвайта-веданте обусловлено религиозными представлениями, зафиксированными в Ведах и упанишадах.
Читать PDF
0.00 байт

Секты и течения индуизма в «Апта-ваджрасучи-упанишаде»

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматриваются воззрения различных сект и течений индуизма, представленные в рукописи «Апта-ваджрасучи-упанишады» из Индийского фонда Института восточных рукописей РАН.
Читать PDF
0.00 байт

Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к

Предтеченская Юлия Владимировна
В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде».
Читать PDF
0.00 байт

Об онтологическом статусе божественной реальности в ведах и упанишадах

Аникеева Елена Николаевна
Божественная реальность в ведах и упанишадах характеризуется диалектически как безличное Оно (Брахман среднего рода), проявляющееся в личный божествах.