УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Государственное управление
деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, по организации общественных отношений в целях защиты и обеспечения интересов общества и проводимой государством политики.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
одна из форм деятельности государства, обеспечивающая претворение в жизнь установок верховной и местной власти. На Руси определяющим фактором государственного управления был Царь, находившийся в непосредственном общении с народом во всех областях исполнительной, законодательной и судебной власти.
В качестве центральных управительных учреждений около Государя имелись "приказы", некое подобие министерств. Они в разное время носили разные названия, их компетенция не была, с нашей точки зрения, правильно специализирована. Возникли они из того, что государи приказывали кому-нибудь из бояр ведать дела известной категории, причем начальнику, конечно, придавался штат служащих, и возникало целое учреждение - "приказ". Приказы, ведавшие ряд дел, иногда потом разделялись на несколько отдельных, иногда несколько приказов сливались в один. Каждый приказ имел свои средства; на его содержание приписывались города и окладные люди, с которых он и получал доходы. Начальниками приказов бывали и члены боярской думы, и особо назначенные лица, но все они вели дела с докладами государю и по его указаниям.
Во многочисленных канцеляриях приказов было множество дьяков, которые иногда заведовали самими приказами, и подьячих трех "статей": старших, средних и младших. Это был элемент чисто бюрократический, игравший огромную роль не только фактически ("быть так, как пометил дьяк", гласила пословица), но иногда занимавший авторитетное положение и в самой боярской думе.
На областное, местное, управление посылались воеводы, но кроме них существовали многочисленные общественные выборные власти.
Компетенция воевод была сложна и обширна. Воевода, как представитель царя, должен был смотреть решительно за всем: "чтобы все государево было цело, чтобы везде были сторожа; беречь накрепко, чтобы в городе и уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства; кто объявится в этих преступлениях, того брать и, по сыску, наказывать. Воевода судил и во всех гражданских делах".
Воевода ведал вообще всеми отраслями ведения самого Государя, но власть его не безусловна, и он ее практиковал совместно с представителями общественного самоуправления.
Вторым лицом после воеводы являлся губной староста, ведавший дела уголовные. Его выбирали дворяне и боярские дети. Иногда же он назначался свыше.
Затем следовал земский головной староста - власть, выборная городским и уездным населением. При нем состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и советных его людей состояло в раскладке податей, выборе окладчиков и целовальников (целовавших крест). В дело распределения оклада воевода не мог вмешиваться, точно так же и в выборы, не мог сменять выборных лиц и вообще не имел права вступаться в "мирские дела". Кроме выборов, земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли и могла обсуждать вообще все нужды посадских уездных людей, доводя о чем считала нужным воеводе или же в Москву.
Земский головной староста был представителем "мира" перед правительством, должен был защищать мир от воеводы.
У крестьян уездных, кроме общей с городом земской избы, были и свои власти. Крестьяне выбирали своих общинных старост, "посыльщиков" (для сношений с воеводою и его приказными людьми), выбирали земского пристава "для государева дела и денежных сборов". Были волости, выбиравшие земских судей, целовальников (полицейские власти) и сотских. Приходы выбирали также священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне выбирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятских, а для "губных дел" (уголовных) - губных приказчиков, губных целовальников и дьячков. Монастыри определяли свои отношения к крестьянам "уставными грамотами".
По царскому судебнику, всякие правители, назначаемые в города и волости, не могли судить дел без общественных представителей: "на суде у них быть - дворскому и старосте, и лучшим людям". Закон в этом отношении не полагал различия между крестьянами вольными и владельческими.
Наконец, по всем вообще делам - весь народ имел самое широкое право обращения к Государю. "Правительство, - замечает С.М. Соловьев, - не оставалось глухо к челобитиям. Просил какой-нибудь мир выборного чиновника вместо коронного - правительство охотно соглашалось. Бьют челом, чтобы городового приказчика (по нашему коменданта) отставить и выбрать нового миром: Государь велит выбирать и т.д."
В общей сложности система управительных властей Московского государства отличалась множеством технических несовершенств, случайностью складыванья учреждений, отсутствием их специализации и т.д. Но в этой системе управления было одно драгоценное качество: широкое допущение аристократического и народного элементов, пользование их общими силами, под верховенством царской власти, со всеобщим правом челобитья к царю. Это давало верховной власти широкое осведомление, сближало ее с жизнью всех сословий и во всех русских вселяло глубокое убеждение в реальности верховной власти, все направляющей и все устраивающей.
Л.А. Тихомиров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
461.58 кб

Меганауки и государственное управление

Ганчеренок И. И.
В статье раскрывается современное состояние проблемы соотношения универсальных концепций, теорий, инноваций, менеджмента, синергетического анализа сложных систем и государственного управления.
Читать PDF
501.54 кб

Мотивация в государственном управлении

Логинов В.И.
В статье рассматриваются такие понятия как “мотивация” и “демотивация”. Дана оценка мотивации в государственной гражданской службе.
Читать PDF
264.71 кб

Контроль в государственном управлении России

Муллахметов Х. Ш.
В статье предпринята попытка понять причины сегодняшнего состояния организации контроля.
Читать PDF
301.84 кб

Политическая воля в государственном управлении

Жовтун Дмитрий Тимофеевич
Дано определение понятия политической воли в контексте современной политической жизни. Проанализированы сущностные характеристики личности управленца, стиль политического руководства применительно кусловиям России
Читать PDF
453.45 кб

О дилеммах государственного управления в России

Борисенко Валентина Владимировна, Кулькин Анатолий Михайлович
В условиях неподконтрольной верховной власти нижестоящие государственные чиновники подотчетны только вышестоящим чиновникам, а государственно-бюрократическая машина в целом «политическим верхам» вертикали власти.
Читать PDF
519.35 кб

Социальная реклама в государственном управлении

Савицкая Юлия Петровна
Интенсивное развитие коммуникационных технологий значительно облегчило распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое вовлечены многие социальные институт
Читать PDF
202.84 кб

Реализация парадигмы государственного управления

Новикова Анна Владимировна
В статье анализируются факторы обеспечения государственного управления: социальные, кадровые, технологические, под которыми автор понимает средства осуществления государственных целей и управленческих решений.
Читать PDF
283.04 кб

Архетипы и инновации государственного управления

Арпентьева Мариям Равильевна
Статья посвящена архетипическому подходу к исследованию проблем инноваций в управлении и управлением инновациями.
Читать PDF
257.47 кб

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Семенникова Л. И.
Читать PDF
184.08 кб

Конфедерации в истории государственного управления

Мартышкин С. Л.
Статья посвящена проблеме конфедераций как формы управления на протяжении длительного исторического периода: с древности до окончания Второй мировой войны.
Читать PDF
448.06 кб

Конфуцианские принципы государственного управления

Халтаева Оюн Радиевна
Статья посвящена конфуцианским принципам государственного управления государством. Автор анализирует социально-политическое содержание легистских и конфуцианских учений в контексте политической культуры Китая.
Читать PDF
45.10 кб

Гендерный ресурс в сфере государственного управления

Канапьянова Раушан Мусахановна
Читать PDF
72.59 кб

Государственное управление в постсамодержавной России

Коваленко Николай Алексеевич
Рассматриваются особенности формирования и функционирования новой системы государственного управления в судьбоносном для России 1917 году
Читать PDF
414.56 кб

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Панов Михаил Иванович
Читать PDF
455.46 кб

Наука и государственное управление: Российский случай

Сулакшин С.С.

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины: