Урало-Кузбасс
Урало-Кузбасс
Урало-Кузнецкий комб-т - УКК) межрегиональное объединение производительных сил У. и Зап. Сибири, созданное в период сов. индустриализации на осн. кооперации мет. з-дов У. и угольных предприятий Кузбасса. Впервые проблема объединения пром. данных регионов была поставлена крупными рус. учеными и инженерами в конце XIX - нач. XX в. Д.И.Менделеев считал возможным стр. на У. больших домен и выплавку чугуна с использованием привозного кузнецкого или экибастузского (казахстанского) коксующегося угля. Инженер И.К.Курако спроектировал стр. крупного мет. з-да американского типа в Кузбассе. Практически идея кооперирования нач. осуществляться акционерным об-вом Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз), пайщиками к-рого являлись рус., немецкие, французские и бельгийские предприниматели. В 1914-16 была построена ж/д ветка от сибирской магистрали до Кемеровского рудника, заложены шахты по европ. образцу, коксовые батареи, на к-рых велись опыты по коксованию угля. Совет съездов торговли и пром. в 1913-15 неоднократно ставил перед пр-вом вопрос о проведении ж.д. к горе Магнитной, выдвигал проект стр. юж.-ур. магистрали Кузнецк-Барнаул-Павлодар-Орск для снабжения Юж. У. кузнецким углем. Не получив поддержки от пр-ва, ур. горнозаводчики начали арендовать земли Кузбасса, строить шахты и организовывать произв. кокса. Однако начавшаяся мир. война, недостаток средств на стр. предприятий и ж.д. приостановили реализацию проекта У.-К. После Окт. рев. в ходе национализации пром. российские и иностранные предприниматели вновь поставили вопрос о развитии индустрии У. и Кузбасса. Группа Стахеева предложила сов. пр-ву организовать на паевых нач. мет. проект с капиталом в 500 млн руб. с участием рус. и американских горнозаводчиков по разработке природных богатств У. и Сибири. Но по инициативе Ленина ВСНХ, ведя линию на передачу пром. в руки гос-ва, в 1918 отверг данный проект. В июне 1918 Совнарком издал декрет о всеобщей национализации крупной пром., на основании к-рого мет., угольные и др. предприятия перешли в собственность гос-ва. Наряду с этим, большевистское рук. неоднократно рассматривает проблему У.-К. на заседаниях ВСНХ, на съездах Советов, она шир. обсуждалась в планирующих органах. В мае 1918 при отд. металлов ВСНХ была создана Ур. комиссия для координации работ по составлению проекта У.-К., в к-рой приняли участие крупные ученые А.П.Павлов, А.А.Байков, В.Е. Грум-Гржимайло, а также ведущие инженеры У. и Сибири. Состоялся конкурс на лучшую разработку проекта, в результате к-рого предпочтительным оказался Ур.-Кузнецкий проект, подготовленный учеными и инженерами во главе с проф. Н.В.Гутовским в 1918-1921. Он состоял из трех ч. - з-дской, горной и транспортной, предусматривал стр. трех новых мет. з-дов (у горы Магнитной, в р-не Алапаевска и Бакала). Произв. чугуна планировалось на Кузнецком минер. топливе, доставляемом на У. в виде кокса. Предполагалось также перевести ряд старых ур. з-дов на коксовую плавку. Четвертый мет. з-д проектировался в Кузнецком басс. на местных тельбесских и ур. рудах. Все четыре з-да должны были давать ежегодно 200 млн пуд. чугуна (150 на У., 50-60 в Кузбассе). Проект учитывал развитие угольной пром. Казахстана. В нем мн. внимания уделялось развитию транспорта, предлагалась реконструкция ж.д. для обеспечения перевозок с У. в Кузбасс и обратно руды, минерального топлива, оборудования и т.д. Осуществление Ур.-Кузнецкого проекта было рассчитано на 11 лет. Весной 1921 он был в целом одобрен През. ВСНХ, к-рый поручил комиссии Госплана доработать его экономическую ч. Материалы проекта использовались при составлении плана ГОЭЛРО, а затем первого пятилетнего плана. Важным дополнением к проекту явилось планирование стр. четырех электрост. на У. и двух в Зап. Сибири, а также новых з-дов в обоих регионах, что нашло отражение в плане ГОЭЛРО. Гл. роль в развитии экономики на В. план ГОЭЛРО отводил У.: "Интересы всего нар. х-ва, регулируемого по определенному гос. плану, выдвигают У. на первый план, так как положение У. на границе Европейской России и Сибири с ее необъятными перспективами развития повелительно диктуют возможно полное использование его богатств". План ГОЭЛРО решение проблемы У.-К. рассматривал на базе шир. электрификации произв. процессов и транспорта, с учетом ее в общегос. и региональном аспектах. В 1925-26 были составлены осн. показатели Ген. плана развития У.-К. на 1926-1941. В первой пол. 1920-х нач. практическая реализация плана. В 1921 была организована в Сибири Американская индустриальная колония - "АИК Кузбасс", приступившая к добыче угля, к-рый направлялся на У. В 1924 на кузнецкий кокс переведены домны Надеждинского и Нижне-Салдинского мет. з-дов. В 1925/26 хоз. г. выплавка ур. чугуна на кузнецком угле составила 18%. В 1920-е вокруг Ур.-Кузнецкой проблемы шла ожесточенная борьба прогрессивных и местнических сил. Против плана решительно выступила группа украинских специалистов из госплана УССР во главе с проф. Диманшейном. Осн. их цель сводилась к доказательству развития в первую очередь угольно-мет. базы на Украине. В связи с этим они пытались обосновать экономическую нерентабельность стр. ур. з-дов с использованием кузнецкого кокса. Осенью 1928 Совет труда и обороны назначил авторитетную комиссию для разрешения спорных вопросов, к-рая высказывалась за стр. УКК. Проблема У.-К. заняла важное место в первом пятилетнем плане. Он предусматривал превратить У. в срединный индустриальный ц., в опору хоз. устойчивости, естественную базу СССР. При ср. росте осн. фондов пром. в 289% за пятилетие, на У. он планировался в 700%, а в Сибири 720%. Уд. вес индустрии У. в Союзе увеличивался с 4,3 до 10,4%; Сибири - с 1,2 до 3,2%. Это был курс на ускоренные темпы индустриализации У. и Сибири, и в целом страны. Наряду с развитием металлургии планировался интенсивный рост машиностр. Предполагалось построить Уралмаш, Уралвагонзавод, Челяб. тракторный з-д на У., з-д сельхозмашин в Новосибирске, реконструировать старые предприятия. Большое внимание уделялось росту химических произв., теплоэнергетике, лесопереработке и др. отраслям. В феврале 1929 СНК СССР принял пост. "О строительстве новых заводов черной металлургии", а 15 мая ЦК ВКПБ(б) рассмотрел вопрос "О работе Уралмета". "Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации, - говорилось в решении ЦК, - является создание на В. второго осн. угольно-мет. ц. СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений У. и Сибири". Пост. ЦК подтвердил XVI съезд ВКП(б) в июне 1930. Тем самым стр. второй угольно-мет. базы становилось ц. задачей индустриализации СССР и перешло на практическую основу. Для ее осуществления сов. руководство направило огромные капиталовложения, технику, науч. силы и людские резервы. У.-К. строила вся страна. Гл. объектом УКК являлось стр. Магнитогорского и Кузнецкого мет. з-дов, к-рое развернулось в гг. первой пятилетки. В 1932 на Магнитке были задуты первые две домны, а в 1934 завершено стр. первой очереди мет. цикла. Более ускоренными темпами создавался мет. з-д в Сибири - в апр. 1932 вошла в строй первая домна, а в нояб. Кузнецкий блюминг прокатал стальные болванки и были получены первые сибирские рельсы. З-д вступил в эксплуатацию. Общая сумма капиталовложений за первую пятилетку по Магнитогорскому з-ду составила 582 млн , а по Кузнецкому - 431 млн руб. За гг. первой пятилетки на У. было пущено 149 новых предприятий, реконструировано 77 и 88 находилось в стадии стр. Вошли в строй Челяб. электромет., Челяб. ферросплавный. Это позволило У. занять одно из ведущих мест в мет. произв. Если в СССР за пятилетку были введены 41 доменная и 77 мартеновских печей, то на У. соответственно 15 и 14. В Сибири вошло в эксплуатацию 2 доменных и 6 мартеновских печей. В результате доля В. в произв. мощн. доменных печей Союза повысилась с 24 до 30,3%. В целях обеспечения мощн. ур. металлургии за гг. первой пятилетки в Кузбассе было заложено 39 добычных единиц общей производительностью в 23,2 млн т, что позволило увеличить добычу угля с 2491 тыс. до 7595 тыс. т. 60% добытого коксующегося угля шло на нужды пром. У. и Сибири. С 1932 уголь для У. также стал поступать из Караганды. В УКК мощн. развитие получила цветная металлургия, построен Красноуральский, реконструированы и расширены Кировградский и Карабашский медеплавильный з-ды, пущены Ур. алюминиевый, Уфалейский никелевый, Челяб. цинковый на У. и Беловский цинковый в Зап. Сибири. В составе УКК быстро развивалось тяжелое машиностр. Вошли в строй Уралмаш, ЧТЗ, Уралвагонз-д, Уралэлетротяжмаш, з-д горного оборудования в Новосибирске и др. В химической пром. вошли в эксплуатацию Березниковский, Соликамский калийные комб-ты. Развитие У.-К. в 1930-е осуществлялось на основе электрификации. Были построены Кизеловская, Березниковская, Челяб., Среднеур., Магнитогорская и др. электрост. на У., Кузнецкая, Кемеровская, Карагандинская в Сибири и Казахстане. В гг. второй пятилетки планировалось завершение стр. УКК, для этого было выделено ок. 1/4 всех капиталовложений в нар. х-во страны. Завершилось стр. предприятий, начатое в первой пятилетке, были построены новые: Нижне-Тагильский мет. комб-т, Первоур. новотрубный, Синарский трубный и ряд др. Дальнейшее развитие получила угледобыча. В 1937 Кузбасс произв. 17813 тыс. т угля. У. с 3100 тыс. т в 1932 увеличил добычу до 8081 тыс. т. В гг. второй пятилетки особое внимание было уделено ж/д транспорту, связывающему У. и Сибирь. На юж. магистрали были уложены вторые пути на линиях Челяб.-Макушино, Еманжелинская-Троицк-Карталы-Магнитогорск, вошла в эксплуатацию новая дорога Курган-Шадринск, усилившая связь Сев.У. с Сибирью. Была осуществлена электрификация горнозаводской дороги Свердл.-Чусовая. Развитие ж/д транспорта позволило организовать мощн. грузовой поток кокса на У., а ур. руды в Кузбасс. В итоге создания УКК межрегиональный пром. комплекс во второй пятилетке стал давать стране пятую ч. добычи угля, более четв. выплавки чугуна, треть добычи руды, шестую ч. кокса, четв. продукции осн. химии. Стр. УКК - это новая форма орг-ции обществ. произв. в период индустриализации страны на основе межрегионального кооперирования, к-рая позволила СССР ускорить произв. важнейших видов пром. продукци. У.-К. стал осн. военно-пром. арсеналом в период ВОВ, обеспечившим экономическую победу СССР над фашистской Германией. Однако стр. УКК осуществлялось в условиях тоталитарной соц.-экономической системы с ее директивно-приказными методами рук., что негативно сказалось на нар. х-ве и положении трудящихся. Принятые сверхвысокие темпы стр. У.-К., его предприятий тяжелой индустрии привели к невыполнению планов по выплавке чугуна и стали, добыче руды и угля, к снижению темпов развития др. отраслей, особенно легкой пром., с. х-ва, инфраструктуры. При стр. УКК комплексное развитие удалось развить гл. обр. по линии черной металлургии. Кузбасс поставлял кокс в основном на Магнитогорский комб-т, к-рый в свою очередь поставлял ур. руду на Зап.-Сибирский мет. з-д. Недостаток средств на стр. з-дов-гигантов покрывался за счет снижения финансирования соц. сферы, что вело к разбалансированию нар. х-ва, относительному обнищанию нар. масс. В ходе стр. УКК к инженерно-техн. кадрам, раб. кл. и крест. шир. применялись репрессивные меры, вплоть до террора, в массовом масштабе использовался труд спецпереселенцев, заключенных и депортированных, что создавало напряженную соц.-психологическую обстановку в об-ве. Сотни тыс. сов. людей в результате подневольного труда, холода и голода погибли на стройках, лесозаготовках, в горнодобывающих отраслях. Сов. народ за создание У.-К. заплатил непомерно дорогую цену. По мере истощения рудных месторождений на У. и открытия новых в Сибири, а также перевода ряда з-дов на др. виды топлива и использования на У. карагандинского угля дальние перевозки угля и руды в послевоенные гг. были прекращены. Лит.: Матушкин И.Г. Урало-Кузбасс. Челябинск, 1966; Бакунин А.В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке. Свердловск, 1968; Савостенко В.М. Деятельность КПСС по созданию второй угольно-металлургической базы СССР (1926-1937). М., 1981. Бакунин А.В.