Уральские казаки-мусульмане

Найдено 1 определение
Уральские казаки-мусульмане
этнографическая подгруппа со сложным этногенезом в составе уральских (яицких) казаков. 1. У.к.-м. в XVIII в. Данные о полиэтничности и поликонфессиональности казачьих общин Урала (Яика) содержатся еще в старинных преданиях казаков. Так, об одном из них упоминается яицкими казаками в наказе Уложенной комиссии в 1767 г. Подобные предания были зафиксированы А.И. Левшиным и повторены А.С. Пушкиным. В частности, сообщалось о том, что татары были уже в самом первом отряде Василия Гугни. Позже число их соплеменников неуклонно увеличивалось. Согласно преданию, как отмечал А.С. Пушкин, «бабушка Гугниха» рассказывала, что «с казаками, ее пленившими, при ней соединялось много татар». Как отмечает С.М. Маркедонов, «было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков. Известна группа донских татар, сохранившая мус. веру, оставаясь при этом казаками». То же самое можно сказать и о др. казачьих войсках, в т.ч. Уральском. Переписи, проведенные комиссиями поручика Е.И. Кроткова и полковника И.И. Захарова (1718–24) показали, что нерусское происхождение имели примерно 6% казаков, большинство из них – татары, башкиры, калмыки. В XVIII в. ввиду предпринимаемых прав-вом мер, направленных на прекращение миграций крестьян на окраины, пополнение казачьих рядов шло преимущественно за счет приема в войско «инородцев». Во 2-й трети XVIII в. начался наплыв в юго-восточные пределы России переселенцев из Ср. Азии (каракалпаков, узбеков, туркмен и т.д.). В это время яицкие казаки вступили в столкновение с каракалпаками. В итоге у казаков оказались богатые трофеи, вкл. пленников, которыми они имели полное право распоряжаться по своему усмотрению, в соответствии с законами тех лет. Однако императрица Анна Иоанновна, прочитав прошение каракалпаков о принятии их в российское подданство, заставила яицких казаков освободить каракалпаков и вернуть им отобранное имущество. Этот указ императрицы от 10.06.1734 г. фактически положил начало переходу части туркмен и каракалпаков в российское подданство. Часть переселенцев не пожелала вернуться на родину, оставшись на Яике и влившись в местное казачество. Об этом свидетельствует П.С. Паллас, посетивший Яицкий городок в 1769 г. и отметивший, что среди казаков немало «некрещеных татар и кизельбашей [туркмены и каракалпаки]». Разл. этнические и конфессиональные группы, традиционно присутствовавшие в войске, имели определенные особенности культурного, бытового и религиозного характера. В составе гарнизонов городков и линейных укреплений можно найти значительное число казаков-мусульман. В перечне войсковых чинов за 1765 г. указан войсковой старшина 67-летний Мавлекей Ицмагулов. При Яицком городке числились 32 казачьи сотни, в т.ч. Татарская 3-я сотня под командованием сотника Сапара Альметьева. 32-я сотня была смешанного состава: два ее десятка – 7-й и 8-й – были татарскими. В них служили урядники и казаки Амин Караганов, Абдулла Мемеков, Камбар Асанов, Кунмурза Асанов, Халил Асанов, Сатбай Асанов, Абдулла Асанов и др. Среди казаков, командируемых для несения линейной службы, доля мусульман была больше, чем среди находящихся «при городе». По спискам 1765 г., в Сахарной крепости из 145 казаков было 6 татар. В Котельном среди 33 казаков было 2 татарина. В Калмыковской крепости проживали 24 татарина (16,4%) из 146 казаков. В Индерской крепости среди 130 казаков татар было 24 (18,5%). Среди служивших здесь мусульман были и будущие герои «пугачевщины» – Аптакарим Тангаев, Асан Муханаев, Курган Ильбибаев, Муртаза Татарин и др. В 1770-х гг. доля татар в Яицком войске была по-прежнему высока. В Тополиной крепости 13 из 112 казаков были татарами, в Баксаевской крепости – 21 из 108, в Сарайчиковской – 4 из 128, в Гурьеве-городке – 45 из 139. Несмотря на обилие в линейных гарнизонах казаков-мусульман, среди лиц командного состава они были представлены меньше, в основном при крепостном начальстве в должности толмача. Такие должности имелись тогда в 3 крепостях – Сахарной, Тополиной, Сарайчиковской (в частности, толмачами в этих двух крепостях были М. Абушин и И. Ларшин), а также при Гурьеве-городке. Татары присутствовали и среди казаков станиц Илецкой и Сакмарской. В Илецкой станице насчитывалось 898 жителей м.п., из них служащих татар и их сыновей – 58 чел., отставных татар и их сыновей – соотв. 20 и 7 чел., т.е. всего татары составляли 85 чел. (9,5% станичников). Примерно такой же оказалась и ситуация в Сакмарской станице: казаков в станице было 617 душ, в т.ч. татар – 52 чел. (8,4%). 2. У. к.-м. в XIX в. Противостояний или конфликтов, основанных на межэтнических или межрелигиозных противоречиях, Уральское войско не знало. Историк казачества А.Т. Ветров указывает: «Казаков-мусульман определяли служить в мус. полки, а буддистов – в буддистские. Причем если казакмусульманин или буддист принимал крещение, то его переводили служить в православный полк». Это утверждение спорно, поскольку широко известны факты службы простых казаков и офицеров-мусульман в смешанных (в конфессиональном отношении) полках. Л.Л. Масянов отмечал: «Были также полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками. Из татар было даже офицерство». В 1813 г. отмечены такие казачьи офицеры, как войсковой старшина Узбек Тюняев, сотники Шамай Тангаев, Абыш Ураев, Искендер Тангатаров, хорунжие и подхорунжие Ахмет Хаметьев, Искендер Чубеков, Утяп Юсупов, Апкеш Утяпов, Ариста Наиптиев. Среди лучших выпускников Неплюевского кадетского корпуса 1867 г. назван уральский казак Ахмедфазыл Акиров, получивший офицерский чин хорунжего «с отличием». В §43 «Устава об управлении инородцев» от 22.07.1822 г. указано: «Казачьи полки из кочующих, для охранения границ составленные, комплектуются по прежнему». Т.о., отмечено существование целых полков, составленных из «инородцев»; среди них было немало буддистов (калмыки, буряты) и язычников (эвенки, финно-угорские племена и т.д.), но мусульмане составляли значительный процент. До 1865 г. в состав Уральского войска входил Башкирский отдел (9-й Башкирский кантон). После его отделения от войска лишь в Илецкой станице остались башкиры-казаки, проживавшие там и до присоединения к войску Башкирского отдела. Отдельный Башкирский конный полк просуществовал до 1882 г. История казаков-башкир характеризуется множеством славных военных династий (Абубабкировы, Акчулпановы, Ишбулатовы, Ишмурзины, Кадаргуловы, Каиповы, Курбангалиевы, Узбековы, Узенбаевы и др.). После ликвидации отдельного БашкироМещерякского войска в 1865 г. башкирские и мещерякские казаки были распределены между Оренб. и Уральским казачьими войсками. Казаки-мусульмане участвовали в войнах наравне с русским казачеством. Шамай Тангаев в 1808–11 гг. «противу турок в неоднократных сражениях был». Ахмет Хаметьев в 1804 г. служил «в киргизской степи», а в 1811 г. – «противу турок». В сражениях против турок был и Апкеш Утяпов. Искендер Чубеков, Утяп Юсупов и Ариста Наиптиев «были в азиатской степе», «в резервных командах за Уралом», «за Уралом при учреждении пикетов неоднократно находились». Не изменилась ситуация и во 2-й пол. XIX в. В сражении под Иканом 4–6.12.1864 г. уральцы проявили несравненный пример героизма, отражая в течение 3 дней атаки 10 тыс. кокандцев силами одной сотни. Многие умерли от ран, выжили лишь некоторые. Казаки-мусульмане продолжали верно служить Отечеству и в последующих кампаниях, напр., среди уральских казаков, награжденных «за дело с бухарцами 5 апреля 1866 г.», были сотник Курбан Баукаев и урядник Бухар Хусаинов. Среди офицеров уральских казачьих полков, участвовавших в 1891 г. в параде по случаю 300-летия служения России уральского казачества и приезда наследника престола в Уральск, названы лучшие сотники – Искаков и Нуралин (оба офицера, соотв. командиры 5-й сотни 5-го полка и 3-й сотни 6-го полка). Подъесаул Мурза-Ахмет Искакович Искаков примерно в 1990-е гг. возглавлял казачью степную команду в Уильском укреплении. 3. Расселение и численность. Уральское войско в определенной степени можно считать одним из наиболее полиэтничных и поликонфессиональных среди казачьих войск востока России. В войске имелись полностью татарские, башкирские, казахские селения. Чтобы получить картину специфики расселения казаков-мусульман по регионам войска, можно обратиться к данным Н.А. Бородина на 1885 г. В Уральске проживали 279 татар войскового сословия, а 1600 татар были представителями невойсковых сословий. В Гурьеве соотв. – 38 и 372 чел., в Илецке – 42 и 818. Из 10 079 живших в войске татар казаками были 5378 (53,4%), иногородними – 4701 (46,6%). В станицах Уральского отдела проживало ок. 3 тыс. татар казачьего сословия и примерно 1,2 тыс. – иногороднего сословия. В Калмыковском отделе в казачью общину входили ок. 2 тыс. татар. В Гурьевском отделе казаков среди татар было 83 чел. Всего же в Уральском войске в 1885 г. проживали представители целого ряда национальностей, в т.ч. киргизы [казахи] – 3989 чел., башкиры – 88 чел., бухарцы – 6 чел. и т.д. Казахи, бухарцы и др. мусульмане, вступая в казачье сословие, чаще всего переходили в категорию «татар». Сведения о количестве детей, родившихся за тот или иной период, позволяют сравнить демографические показатели: уровень рождаемости был примерно одинаковым у представителей всех основных этнических групп войскового населения. Казаки-мусульмане составляли значительную часть населения Илецкой станицы и Чижинской дистанции. Здесь в 1860 г. в семьях казаков-мусульман (без учета казаков-башкир) родились 171 чел. Всего в 6 форпостах, 10 хуторах и одном городке Илецкой станицы в 1860 г. «в магометанстве» родилось 18% новорожденных; особенно много казаков-мусульман было в Мустаевском поселке. В 8 селениях Чижинской дистанции рожденные «в магометанстве» составили 23%. Незначительное количество «казаков-магометан» также проживало в 3-м Уральском округе и на Средней дистанции, где «рожденные в магометанстве» составляли соотв. 2,5 и 0,5%. Здесь они проживали преимущественно в Янайском, Кушумском и некоторых др. поселках, в семьях казаковмусульман здесь родилось 147 детей (4,6%). В целом доля казаков-мусульман в теч. XIX – нач. ХХ вв. существенных изменений не претерпела. В 1862 г. из 81 998 казаков русских (фактически также украинцев, белорусов, обрусевших татар, мордвы и т.д.) было 70 331 (85,7%), башкир – 6095 (7,4%), татар – 4168 (5,1%), калмыков – 1184 (1,4%), все остальные (преимущественно каракалпаки) – 220 (0,3%). Вскоре башкиры были выведены из состава войска. Без учета башкир доля татар выросла до 5,5%. За 15 лет это соотношение не изменилось, о чем свидетельствуют данные за 1876 г.: доля татар составила 5,5%. В 1885 г. в Уральском войске насчитывалось: татар – 5378 (5,4%), калмыков – 934 (0,9%). В соответствии с результатами первой общерос. переписи населения в 1897 г. в Уральском войске всего насчитывалось 114 166 казаков, среди них татар – 6304 (5,5%). Казаки-мусульмане др. этнической принадлежности насчитывали 211 чел. (0,2%). Всего же среди казаков Уральского войска были указаны представители 10 национальностей, хотя ранее Н.А. Бородин констатировал наличие лишь трех (т.к. он основывался на опросе населения станиц, а в анкетах Всерос. переписи указывался родной язык). Не только казачье, но и иногороднее население отличалось полиэтничностью. Бородин отметил: «Войскового населения Уральского войска к 1 января 1900 г. числилось 123 677 душ обоего пола, кроме того, на землях Уральского войска проживают 42 683 души невойскового населения, или иногородних, а всего 166 360 душ обоего пола, в т.ч. 146 146 христиан, 19 евреев, 19 231 магометан (татары), 964 язычника (калмыки)». Т.о., к нач. ХХ века мусульмане составляли 11,6% Уральского войска. А.И. Назаров провел тщательный историко-лингвистический анализ и выявил очень большой пласт уральских казачьих фамилий (в период с кон. XVIII по нач. XX в.), значительная часть которых (более 300 фамилий) явно тюрко-мус. происхождения: Абдрахманов, Абдрашитов, Абдулгафаров, Абдулкадыров, Байтуллин, Бекарасланов, Бектимиров, Вагапов, Вахитов, Габайдуллин, Гайнуллин, Джайнбаев, Джангаев, Джаналиев, Джангулов, Джанзаков, Джантурлин, Женалиев, Жулдаев, Зайнетдинов, Зубаиров, Искендеров, Исмаилов, Кенжебеков, Кунакбаев, Мансуров, Менлибаев, Мурзарахимов, Мухаммедов, Насыров, Нигматуллин, Рахимбердин, Рахманкулов, Сатыбаев, Сеитов, Сулейманов, Тахматуллин, Тухтамишев, Узбеков, Уразаев, Файзуллин, Фаткуллин, Хазимуратов, Хамитов, Шамилев, Шарипов, Юсупов и др. Т.о., можно констатировать, что тюрко-мус. прослойка в Уральском казачьем войске всегда была достаточно представительной. 4. Религиозная сторона жизни. Власти старались учитывать духовные потребности мусульман-казаков. Так, для них строились мечети, организовывались выборы духовных лиц. Контролировать устройство разл. сторон жизни воинов-мусульман властям было непросто. Задача еще более усложнилась в годы Крымской войны 1853–56 гг., когда одной из противниц России являлась крупнейшая мус. держава – Турция. Одно из законодательных решений, подготовленных в посл. дни царствования императора Николая I, было специально посвящено регулированию религиозного быта казаков-мусульман. 12.02.1855 г. Военный совет Российской империи принял «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия». Согласно документу всего в штате Донского, Черноморского, Кавказского линейного, Уральского, Оренб., Сибирского линейного казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. По данным за 1853 г., духовные нужды казаков-магометан обслуживали 114 мечетей и 169 мус. духовных лиц. В Уральске, Илецке и станице Сламихинской мус. объединения возглавлялись ахунами. К 1900 г. ими, соотв., были Абдулсалих Ишкулов, Габдулгаллям Давлетшин и Губайдулла Галькиев. В ряде казачьих станиц – Уральской, Илецкой, Мустаевской, Студеновской и некоторых др. – действовали мечети. Как отметил Б. Рафиев, «еще с древних времен на защите Руси стояли не только казаки-православные, но также и казакимусульмане и казаки-буддисты... Казаки как отдельная, самобытная культурноэтническая группа, создавалась на протяжении длительного времени на тер. войсковых областей России в результате смешения этнических корней представителей разл. народов... Такое смешение народов способствовало также наличию у казаков исключительной веротерпимости к последователям др. религиозных верований... Царская власть также проводила политику поддержания казаков-неправославных. Так, для казаковмусульман, отличившихся в боях по защите России, был высочайше утвержден аналог военного ордена – георгиевского креста – в виде медали с изображением полумесяца». Лит.: Абдиров М.М., Лестева Б.М. Тюркские корни славянского казачества // Россия и Восток: археология и этническая история. – Омск, 1997; Айтбаева Д.М., Тушаков Р.М. Тюркские корни казачества // Русский вопрос: история и современность. – Омск, 2007; Арапов Д.Ю. Ислам и мусульмане в Вооруженных силах России XVII–XX вв.// Медина аль-Ислам. – Н. Новгород, 2005, № 12; Безсонов Б.В. Казаки и казачьи земли в азиатской России // Азиатская Россия. – СПб., 1904, Т. 1; Бородин Н.А. Уральское казачье войско // Энциклопедический словарь: Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон. – СПб., 1902, Т. 34; Он же. Уральское казачье войско: статистическое описание в двух томах. – Уральск, 1891; Ветров А. Они уживались и с князьями, и с ханами // Невское время.13.06.2006; Викторин В.М. Приоритетное направление государственной службы казачества и принцип толерантности взаимоотношений в его внутренней среде // Государственная служба российского казачества: от тихого Дона до Тихого Океана. – Владивосток, 1998; Витевский В.Н. Уральское войско до появления Пугачева // Русский архив. 1879; Железнов И.И. Уральцы: очерки быта уральских казаков. – СПб., 1888; История казачества Азиатской России / Гл. ред. В.В. Алексеев. – Екатеринбург, 1995, Т. 1–3; Казаки Урала и Сибири в XVII–XIX вв.: Сборник науч. трудов. – Екатеринбург, 1993; Казачий вестник. – Уральск, 1991, № 4; Казин В.Х. Казачьи войска. – СПб., 1912; Карпов А.Б. Уральцы: исторический очерк. – Уральск, 1911; Мамонов В.Ф. История казачества России. Ч. 1. – Екатеринбург, Челябинск, 1995; Морозова З.О. Тюркские корни в этногенезе казачества России // Тюркские народы. – Тобольск – Омск, 2002; Назаров А.И. Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков. – Алматы, 2003; Паллас П.С. Путешествия по различным провинциям Российской империи. – СПб., 1809, ч. I.; Памятная книжка и адрес-календарь Уральской области на 1898 год. – Саратов, 1898; То же на 1900 год. – Уральск, 1900; Петросова А. Магометане казачьего сословия // Столетие. 17.01.2007; Пушкин А.С. История Пугачева // ПСС А.С. Пушкина: В 17 т. – М., 1995, т.9; РГВИА, ф. 489, 653; Рознер И.Г. Социальноэкономические отношения на Яике накануне крестьянской войны под руководством Пугачева // Научные записки КФЭИ. – Киев, 1959; Рябинин А.Д. Уральское казачье войско. – СПб., 1866, Т. 2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX – начала XX века (развитие этнических традиций). – М., 1993; Уральские войсковые ведомости. 1867, № 38; Уральские войсковые ведомости. 1869, № 6; Устав об управлении инородцев // ПСЗ. Т. 38, № 29, с. 397; Хорошхин М.П. Геройский подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 года. – Уральск, 1889; Хорошхин А.П. Казачьи войска. – СПб., 1891. Р.Н.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009