Уральский вагоностроительный завод
Уральский вагоностроительный завод
построен в гг. индустриализации в Нижнем Тагиле и в конце 1936 нач. вып. грузовые вагоны. С нач. ВОВ на его пл. размещено оборудование танкового произв. одного из харьковских з-дов. В дек. 1941 У.В.З. отправил на фронт первый эшелон с танками Т-34, став одним из крупных производителей танков на У. Большую помощь в расширении произв. оказал эвакуированный на У. Ин-т электросварки АН УССР, к-рый разработал и внедрил в произв. автоматическую электросварку танковых корпусов, позволившую перевести изготовление танков на поток. На У.В.З. действовали 144 поточные линии, что позволило за гг. войны изготовить для фронта 35 тыс. танков. После войны з-д оставался крупнейшим предприятием ВПК, к-рое вып. танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 и др. гусеничную технику. В 1946-1947 на предприятии возобновлено произв. вагонов-платформ и полувагонов, разработано и освоено несколько десятков их типов. В 1992 з-д выпустил 800-тысячный вагон. С 1952 на У.В.З. действует криогенное произв., разработаны и изготовлены десятки модификаций изотермических ж/д и стационарных емкостей, используемых в ракетно-космических комплексах и разл. отраслях пром. Конверсионные процессы на рубеже 80-90-х способствовали налаживанию на з-де произв. экскаваторов, погрузчиков и др. У.В.З. награжден орд. Ленина (1970), Окт. рев. (1976), Кр. Зн. (1943), Отечественной войны 1-й ст. (1945), Тр. Кр. Зн. (1942). Лит.: Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985; Гордость моя - Вагонка. Свердловск, 1986; Карцев Л.Н. Моя судьба - Нижний Тагил. М., 1991. Докучаев С.В.