Уралтрансмаш
Уралтрансмаш
произв. объединение. Нач. предприятию положила основанная в 1817 на берегу р. Мельковка в Екат. золотопром. ф-ка. В 40-е XIX в. на ее месте был построен машиностр. з-д, владельцем к-рого с 1872 стал англичанин Ятес. На з-де изготавливались паровые машины и котлы всех систем, краны, трансмиссии, локомобили, про- катные станы, оборудование и машины для горнодобывающей пром. После Окт. рев. з-д национализирован и в 1922 получил назв. "Металлист". В 30-е после реконструкции з-д стал выпускать нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, а также выполнял заказы новостроек в период индустриализации. С нач. ВОВ на пл. предприятия разместились эвакуированные Моск. танковый, автомобильный и Подольский машиностр. з-ды. Созданный фактически новый пром. объект получил назв. "Свердловский завод № 37", к-рый приступил к произв. танков Т-60. В 1942 он вошел в состав Уралмаша и начал производить танки Т-70 и Т-34. С окт. 1942 на базе Т-34 нач. вып. самоходных артиллерийских установок (САУ). В 1943 з-д поставлял узлы, детали для самоходной артиллерии и танков Уралмаша. С конца 1945 предприятие передано Мин-ву транспортного машиностр., получило назв. "Свердловский завод транспортного машиностроения" и стало произв. тендеры к паровозам, узлы к тяжелым буровым установкам, угле- и породопогрузочные машины. В 1958 з-д расширился за счет присоединения к нему "Главстроймашины", предприятия, изготавливающего разл. средства стр. техники. С 1960 з-д приступил к серийному вып. гидропогрузчика Т-157, к-рый использовался не только в СССР, но и во мн. европ. странах. В 70-е на з-де модернизируется техника, совершенствуется технология произв., появляются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). За первую пол. 80-х внедрено 426 единиц металлообрабатывающего оборудования, 54 станка с ЧПУ, обрабатывающие ц., вступил в строй первый робот "Циклон-3Б". З-д стал крупным поставщиком техники и оборудования для военно-пром. комплекса. В 1990 предприятие получило статус ПО Уралтрансмаш. Шумаков В.Д.