Ушаков Симон (Пимен) Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ушаков Симон (Пимен) Федорович
(1629-1676) – выдающийся русский живописец и график. В 1648-1680 гг. был «жалованным иконописцем» Оружейной палаты. Руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах Кремля(1660), в Золотой(1657) и Грановитой(1668) палатах. При этом сделал важные с исторической точки зрения подробные описи ранее существовавших росписей XVI в., содержащие не только перечень сюжетов с указанием их размещения на стенах, но и сведения о местоположении различных частей помещений по отношению к прилегающим постройкам.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Ушаков, Симон (Пимен Федорович)

(1626—1686) — знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские "жалованные" (т. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было "знаменить", т. е. делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причем приобрел вскоре известность лучшего на Москве иконописца. С переводом У. на службу из Серебряной палаты в Оружейную в 1664 г. круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете. Икон, писанных У., дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресв. Богородицы (наход. в церкви Грузинской Божьей Матери в М.), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы У., свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII стол. на Руси, писал и древним пошибом, и в новом, так называемом "фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий У. входило изготовление рисунков для граверов. Д. Ровинский в своем "Подробном словаре русских граверов" указывает на два офорта, исполненных им самим. Ср. Г. Филимонов, "Симон У. и современная ему эпоха русской иконописи" (Москва, 1873).


А. С—в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008