УШАКОВ
Ушаков
Федор Федорович (1744-1817), выдающийся рус. флотоводец. Адмирал (1799). Род. в небогатой дворян. семье. Окон. мор. кадет. корпус. Участвовал в рус-турец. войне (1768-74). В 1783 переведен на Черномор. флот. Руководитель строит-ва базы флота в Севастополе, организовал эффективную борьбу с эпидемией чумы. В рус.-турец. войне (1787-91) команд. рус. флотом и в завершающей войну битве у Калеакрии (1799) одержал победу. Во время войны против Франции (1798-1800) возглавил Средиземномор. воен. поход. Успех У. обусловлен полководческим талантом, новизной тактич. решений. В Отеч. войну 1812 избран команд. ополчения в Тамбов. губ., но из-за болезни отказался возглавить ополчение.
УШАКОВ
Дмитрий Николаевич (1873, Москва – 1942, Ташкент), русский лингвист, чл.-к. АН СССР (1939). Закончил Московский ун-т (1895). В Ушакове соединились исследователь живого языка во всем разнообразии его говоров и кодификатор литературного языка 20 в. Ученик Ф. Ф. Фортунатова, Ушаков начинал со школьного преподавания: школьный «Орфографический словарь» (в соавторстве с С. Е. Крючковым) переиздавался более 30 раз. Педагогическую деятельность Ушаков продолжил в Московском ун-те (с 1907): его «Краткое введение в науку о языке» (1913, 9 изданий до 1929) было учебником нескольких поколений русских лингвистов. Он был первым руководителем кафедры русского языка МГУ. Его лекции, по воспоминаниям слушателей, доставляли эстетическое наслаждение. Как диалектолог он 20 лет отдал работе в Московской диалектологической комиссии, руководил ею (1915–31). Комиссия собрала и опубликовала колоссальный материал (12 т.) русских говоров, изучала фонетический строй их. Ушаков настолько хорошо знал говоры, что безошибочно определял, откуда приехал каждый студент, чем поражал аудиторию. Как кодификатор русского языка Ушаков основал орфоэпию как особую лингвистическую дисциплину – статья «Русская орфоэпия» (1928). Он также был главным редактором первого нормативного словаря 20 в. «Толкового словаря русского языка» (4 т., 1934–40), известного как «словарь Ушакова». Словарь замечателен своей полнотой: в нем более 85 000 слов, около 1000 зафиксировано впервые; второе его достоинство – система помет, создающих нормативный и стилистический портрет слова. Есть пометы и орфоэпические. Таким образом, значение словаря шире его названия: он не только толкует слова, но и устанавливает нормы их произношения и употребления. Очерки орфоэпии и морфологии, включенные в словарь, делают его книгой еще и теоретической. Ценны статьи Ушакова об истории русского языкознания и лингвистах, например об А. А. Шахматове.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
УШАКОВ
Симон Федорович (1626, Москва – 1686, там же), русский живописец и иконописец. Происходил из посадских людей. В 1648–64 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, создавая рисунки для знамен, предметов церковной утвари и т. п. С 1664 г. – «жалованный мастер» и руководитель иконописной мастерской при Оружейной палате. Вскоре приобрел славу лучшего русского иконописца.
Откликаясь на новые веяния в искусстве, Ушаков выступил с трактатом «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666 г.), в котором сравнивал живопись с зеркалом, отражающим реальный мир, и призывал к жизненному правдоподобию в трактовке образов. Будучи широко образованным человеком, Ушаков изучал западноевропейскую культуру и архитектуру, анатомию, геометрию и законы перспективы. Мастер не противопоставлял в своем искусстве иконопись и светскую живопись. В его иконах традиционная иконография сочетается с заимствованной из западноевропейских образцов объемной светотеневой манерой письма («Спас Нерукотворный», 1658, и др. варианты). Лики становятся лицами, духовность сменяется душевностью. В иконе «Троица» (1671) рублевская иконография дополнена тщательной пространственной проработкой; на столе стоят сосуды, похожие на те, что использовались в современном художнику дворцовом обиходе; а палаты Авраама видны через роскошную триумфальную арку, украшенную коринфскими колоннами. В прославленной иконе «Богоматерь Владимирская», или «Древо государства Московского» (1668) образы святых, «процветших подвигами в Русской земле», расположены на ветвях многоплодного дерева, произрастающего из Успенского собора Московского Кремля. Чудное древо заботливо поливают первый митрополит Московский Петр и князь Иван Данилович Калита. За кремлевскими стенами стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с сыновьями. В живописи нежно-трогательной иконы «Богоматерь Елеуса-Киккская» (1668) сочетаются «светловидная» моделировка «личного» (лики и открытые части тела) и узорно-декоративная проработка одежд.
Ушаков первым в России задумал анатомический атлас (работа не сохранилась). Помимо икон, он писал парсуны, миниатюры, фрески, руководил монументальными росписями в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для граверов и сам занимался офортом («Семь смертных грехов», 1665).
Откликаясь на новые веяния в искусстве, Ушаков выступил с трактатом «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666 г.), в котором сравнивал живопись с зеркалом, отражающим реальный мир, и призывал к жизненному правдоподобию в трактовке образов. Будучи широко образованным человеком, Ушаков изучал западноевропейскую культуру и архитектуру, анатомию, геометрию и законы перспективы. Мастер не противопоставлял в своем искусстве иконопись и светскую живопись. В его иконах традиционная иконография сочетается с заимствованной из западноевропейских образцов объемной светотеневой манерой письма («Спас Нерукотворный», 1658, и др. варианты). Лики становятся лицами, духовность сменяется душевностью. В иконе «Троица» (1671) рублевская иконография дополнена тщательной пространственной проработкой; на столе стоят сосуды, похожие на те, что использовались в современном художнику дворцовом обиходе; а палаты Авраама видны через роскошную триумфальную арку, украшенную коринфскими колоннами. В прославленной иконе «Богоматерь Владимирская», или «Древо государства Московского» (1668) образы святых, «процветших подвигами в Русской земле», расположены на ветвях многоплодного дерева, произрастающего из Успенского собора Московского Кремля. Чудное древо заботливо поливают первый митрополит Московский Петр и князь Иван Данилович Калита. За кремлевскими стенами стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с сыновьями. В живописи нежно-трогательной иконы «Богоматерь Елеуса-Киккская» (1668) сочетаются «светловидная» моделировка «личного» (лики и открытые части тела) и узорно-декоративная проработка одежд.
Ушаков первым в России задумал анатомический атлас (работа не сохранилась). Помимо икон, он писал парсуны, миниатюры, фрески, руководил монументальными росписями в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для граверов и сам занимался офортом («Семь смертных грехов», 1665).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
УШАКОВ
Федор Федорович (1744 - 2 (14).X.1817) - рус. флотоводец, адмирал (1799). Род. в с. Бурнаково Романовского у. Ярославской губ. в небогатой дворянской семье. Окончил Мор. кадетский корпус (1766). Служил на Балт. флоте. В 1769 назначен в Донскую (Азовскую) флотилию, участвовал в рус.-тур. войне 1768-74. С 1775 командовал фрегатом, в 1780 назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. В 1780-82, командуя линейным кораблем "Виктор", совершил неск. походов из Балт. в Средиземное м., где охранял рус. торг. суда от пиратских действий англ. флота. В 1783 переведен на Черноморский флот. Наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, отличился в борьбе с эпидемией чумы, участвовал в строительстве гл. базы флота в Севастополе. В нач. рус.-тур. войны 1787-91 командовал линейным кораблем "Св. Павел". В 1788 возглавляемый У. авангард Черноморской корабельной эскадры сыграл решающую роль в бою у о. Фидониси. В 1789 произведен в контр-адм. Командуя с 1790 Черноморским флотом, У. одержал выдающиеся победы над тур. флотом в Керченском морском сражении 1790, у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791). У. был новатором в мор. тактике: отказался от господствовавших в то время правил линейной тактики и применил новые приемы, отвечающие конкретной обстановке и обеспечивающие решительные действия флота в бою. Осн. тактич. приемы У. - сближение и стремительная атака без перестроения из походного в боевой порядок, сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, выделение резерва - "эскадры кейзер-флага", сочетание прицельного арт. огня на короткой дистанции и маневра кораблями, решительное преследование противника. Маневренная тактика обеспечивалась хорошей выучкой личного состава. У. разделял суворовские принципы решительных воен. действий и методы воспитания подчиненных, заботился о быте матросов. В 1793 был произведен в вице-адм. Выдающиеся качества флотоводца и стратега У. проявил в Средиземноморском походе Ушакова 1798-1800. Штурм крепости на о. Корфу (1799) явился образцом организации взаимодействия десанта и артиллерии кораблей в атаке мор. крепости. У. выступил как политик и дипломат при создании греч. Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. В аир. 1799, когда рус. армия А. В. Суворова вступила в Сев. Италию, У. начал изгнание франц. войск из Юж. Италии, блокировал франц. базы Анкону и Геную, производил высадку десантов, участвовавших в овладении Неаполем, Римом и др. Вследствие нарушения Австрией и Великобританией союзнич. обязательств эскадра У. была отозвана в Россию и осенью 1800 вернулась в Севастополь. Заслуги У. не были оценены Александром I, к-рый назначил его на второстепенную должность гл. командира Балт. гребного флота и нач. флотских команд в Петербурге, а в 1807 уволил в отставку. Во время Отечеств. войны 1812 У. был избран нач. ополчения Тамбовской губ., но из-за болезни отказался от должности. Умер в своем имении и похоронен в Синаксарском монастыре близ г. Темников (Морд. АССР). Имя У. присвоено бухте в юго-вост. части Баренцева м. и мысу на сев. берегу Охотского м., а также боевым кораблям рус. и сов. ВМФ. 3 марта 1944 Президиум Верх. Совета СССР учредил воен. орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Лит.: Адм. Ушаков. Сб. док-тов, т. 1-3, М., 1951-56; История воен.-мор. искусства, т. 1, М., 1953; Рус. воен.-мор. искусство. (Сб. ст.), М., 1951; Шторм Г., Страницы мор. славы, М., 1954. Г. Б. Карамзин. Москва.