УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не дает возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем,
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
(А. А. Ахматова, «Вечером»)
Такая художественная условность характерна для всех видов искусства; произведение не может быть создано без нее. В литературе особенность художественной условности зависит от литературного рода: внешняя выраженность действий в драме, описание чувств и переживаний в лирике, описание действия в эпосе. Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Так, мемуары Г. В. Иванова «Петербургские зимы» вызвали много критических откликов самих героев; например, А. А. Ахматова возмущалась тем, что автор выдумал никогда не бывшие диалоги между ней и Н. С. Гумилевым. Но Г. В. Иванов хотел не просто воспроизвести реальные события, а воссоздать их в художественной реальности, создать образ Ахматовой, образ Гумилева. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в ее острых противоречиях и особенностях.
Вторичная художественная условность характерна не для всех произведений. Она предполагает сознательное нарушение правдоподобия: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалева в «Носе» Н. В. Гоголя, градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вторичная художественная условность создается за счет использования религиозных и мифологических образов (Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гете, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова), гиперболы (невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках, Глупость в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю в финальной сцене «Ревизора» Н. В. Гоголя, обращение к проницательному читателю в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий) в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, в рассказе Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок», нарушение причинно-следственных связей в рассказах Д. И. Хармса, пьесах Э. Ионеско. Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Поэтика художественной условности в малой прозе 1920-х годов

Пономарева Елена Владимировна
Рассматриваются специфические механизмы создания художественной модели малых прозаических жанров на основе вариативного использования принципов условности.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция вторичной художественной условности в прозе М. А. Булгакова

Голубович Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

Условность как общий художественный приём драматургии модернизма и авангарда

Страшкова Ольга Константиновна
Одним из показателей эстетической преемственности авангарда и модернизма является поэтика условности.
Читать PDF
0.00 байт

О художественной условности в раннем кубизме и современной немецкой драматургии

Городецкий Святослав Игоревич
В статье анализируется язык художественной условности ранних кубистских полотен Пабло Пикассо и Жоржа Брака, а также роль художественной условности в драматургии современного немецкого автора Роланда Шиммельпфеннига (р. 1967).
Читать PDF
0.00 байт

Знаковые коды художественной условности в философской фантастике Колина Уилсона

Исламова Алла Каримовна
В статье рассматривается цикл романов, отражающих самые значительные достижения автора в области философской фантастики и входящих в состав его книги итогов под названием «Мир пауков».
Читать PDF
0.00 байт

Условность киноизображения в документалистике: история формирования предпосылок художественности

Мыльников Денис Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Условность как художественный прием в цикле И. Г. Эренбурга «Условные страдания завсегдатая кафе»

Федерякин Александр Юрьевич
Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика романов М. Флорина «Сад» и «Братцы-сестрицы» (к проблеме художественной условности в философ

Кобленкова Диана Викторовна
Рассматривается поэтика художественной условности двух философских романов современного шведского прозаика Магнуса Флорина
Читать PDF
0.00 байт

Мифологический тип художественной условности в романах Ч. Айтматова «Плаха» и В. Короткевича «Хрысто

Крикливец Елена Владимировна
Выявлены функции художественной условности мифологического типа и способы ее создания в романах Ч. Айтматова «Плаха» и В. Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні».
Читать PDF
0.00 байт

Потенциал художественной условности в репрезентации эстетической реальности произведения (на примере

Перепелицына Наталья Викторовна
В статье рассматриваются отношения первичная / вторичная художественная условность в аспекте семиотической и рецептивной эстетики.