в Православной Церкви относится к двунадесятым праздникам и установлено на день 15 августа в память кончины Беспорочной Матери Бога-Слова.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Успение Пресвятой Богородицы
праздник Православной Церкви, принадлежащий к числу двунадесятых. Празднуется 28 августа по нов. ст. (по завершении Успенского поста). Возник не ранее V–VI вв., после того как закончились богословские споры о божественной сущности Богородицы. Посвящен святой кончине Божией Матери, Которая умерла без мук, как бы уснув. Согласно преданию, после крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет прожила еще в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова. Однажды, когда Она по обыкновению молилась на горе Елеонской (где произошло Вознесение Господне), архангел Гавриил возвестил ей близкую кончину. Все апостолы, кроме Фомы, чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела. Они и были свидетелями мирной кончины Божией Матери, душу Которой принял сам Господь Иисус Христос, явившийся в сиянии небесной славы и окружении множества ангелов. Апостолы похоронили тело Божией Матери в Гефсиманском саду, на месте погребения ее родителей Иоакима и Анны и праведного Ее обручника Иосифа. На третий день после погребения в Иерусалим пришел апостол Фома и пожелал поклониться святому телу Богородицы. Однако, когда склеп открыли, то нашли его пустым, обнаружив там только ризы Матери Божией. К вечеру этого дня собравшимся на трапезу апостолам явилась Пресвятая Богородица в неизреченном свете, в окружении ангелов, и апостолы уверовали, что на третий день после погребения Она была воскрешена Своим сыном и взята вместе с телом на Небо.
Источник: Краткий православный словарь.
Успение Пресвятой Богородицы
один из двунадесятых Богородичных праздников, отмечаемый 28(15) августа. В этот день Церковь вспоминает события, связанные с праведной кончиной и погребением Божьей Матери. Перед своей крестной смертью Господь наш Иисус Христос поручил заботиться о Своей Матери апостолу Иоанну (Евангелие от Иоанна, 19, 26–27). С тех пор Пресвятая Дева жила у Иоанна Богослова, дом которого стоял близ Елеонской горы в Иерусалиме. Она часто ходила ко гробу Господню на Голгофу, а однажды, когда она молилась там, ей явился архангел Гавриил с вестью о Ее скорой кончине. Эта весть для Нее была тоже доброй: ведь в скором времени Она должна была встретиться со Своим Сыном. К предсказанному Гавриилом сроку в Иерусалим начали съезжаться апостолы, проповедавшие Евангелие во всех концах света. Не было только апостола Фомы, который в свое время не поверил в Воскресение Иисуса. В момент смерти у одра Божьей Матери появился и Сам Иисус в окружении ангелов, а Божья Матерь, отходя, прославила Господа и как бы заснула. Апостолы подняли одр с телом Приснодевы и понесли его в Гефсиманский сад. О траурном шествии узнали иудейские первосвященники, один из них, по имени Афония, догнал процессию и схватился за одр, чтобы опрокинуть его и осквернить тело. Но в ту минуту, когда руки Афонии коснулись одра, невидимая сила отсекла ему кисти. Когда же первосвященник раскаялся и уверовал в истинного Бога, он тотчас получил исцеление. Вскоре процессия дошла до места погребения, тело Божьей Матери положили в гроб, а вход закрыли тяжелым камнем. На третий день после похорон в Иерусалим пришел апостол Фома. Он сразу же отправился к гробу Божьей Матери, долго плакал и молился, так как не мог с Ней попрощаться. Тогда другие апостолы отвалили камень от входа в гробницу, чтобы Фома мог приложиться к телу Богоматери. Однако в гробнице они нашли только Ее погребальные пелены: Божью Матерь в Ее телесном естестве взял на небо Всемогущий Сын. Позднее на месте погребения Пресвятой Богородицы был возведен храм, в котором до IV века хранились Ее погребальные пелены, пока их не перевезли в Византию, во Влахернский храм. В 582 году император Византии Маврикий установил праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Русской православной церкви Успение Божьей Матери является особо почитаемым праздником, наряду с праздниками Ее чудотворным иконам: Владимирской, Казанской, КиевоПечерской и др.
Источник: Православная энциклопедия.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15 (28) августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (см. Деян. 1, 14). Она жила в доме Иоанна (см. Ин. 19, 27) в Иерусалиме. События Ее последующей жизни неизвестны. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению Пресвятой Богородицы. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V в., но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII в.) уже знал сказание о том, что проститься с Пречистой Девой собрались все двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего Воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, – говорит он, – Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Kто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему Одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее – лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру в вознесение Пречистой Девы с телом разделяют как Западная, так и Восточная Церковь, но у католиков (с 1950 г.) она выражена в догматической форме.
Празднику Успения Богородицы посвящены многие русские соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.
Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она – Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она – Прибежище всех матерей мира, Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Kоторая среди испытаний хранила в сердце Божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.
Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсия в Сарагосе (начало IV в.), известен также барельеф VI в. в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего вознесение Христа. Апокрифический рассказ, который связывается с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше V в. Это предание содержит подробности успения, воскресения и вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Св. Модест Иерусалимский в своем «Похвальном слове на Успение» весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как апостолы издалека были приведены откровением свыше о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, он рассказывает о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Kто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему Одному ведомым путем».
Kлассический тип православной иконографии успения представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят апостолы, а посредине – Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (сиянии славы). На некоторых иконах изображается таинственное прибытие апостолов. Множество Херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом. На более поздних иконах встречается изображение эпизода с Афонией. Этому иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних, слава успения Марии постигается только в свете внутреннего Предания.
По обычаю, на следующий день после Успения совершается служба погребения Богоматери, во время которой на середине храма полагают плащаницу Святой Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.
Празднику Успения Богородицы посвящены многие русские соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.
Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она – Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она – Прибежище всех матерей мира, Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Kоторая среди испытаний хранила в сердце Божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.
Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсия в Сарагосе (начало IV в.), известен также барельеф VI в. в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего вознесение Христа. Апокрифический рассказ, который связывается с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше V в. Это предание содержит подробности успения, воскресения и вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Св. Модест Иерусалимский в своем «Похвальном слове на Успение» весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как апостолы издалека были приведены откровением свыше о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, он рассказывает о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Kто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему Одному ведомым путем».
Kлассический тип православной иконографии успения представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят апостолы, а посредине – Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (сиянии славы). На некоторых иконах изображается таинственное прибытие апостолов. Множество Херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом. На более поздних иконах встречается изображение эпизода с Афонией. Этому иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних, слава успения Марии постигается только в свете внутреннего Предания.
По обычаю, на следующий день после Успения совершается служба погребения Богоматери, во время которой на середине храма полагают плащаницу Святой Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.
Источник: Православие. Словарь-справочник.