(Успенский собор) (Соборная площадь).
Древнейший каменный храм Москвы во имя Успения Божией Матери был построен в 1326—1327 гг. по инициативе святителя Петра, митрополита Московского. Храм строился под непосредственным наблюдением святителя и великого князя московского Ивана Даниловича Калиты как символ возрождающейся силы Московского княжества. Митрополит не дожил до завершения строительства. В 1326 г. он скончался и был погребен в соборе в гробнице, которую заложил своими руками. С этого времени Успенский собор стал усыпальницей предстоятелей Русской Православной Церкви, многие из которых были причислены к лику святых, а первым — создатель Успенского собора, митрополит Петр (в 1333 г.).
При Иване III скромный по размерам храм времен Калиты было решено перестроить. Строительство уже подходило к концу, но в 1474 г. храм внезапно рухнул. Причиной этого стали нарушение мастерами Кривцовым и Мышкиным строительной технологии, а также редкое для Москвы природное явление — землятресение. В 1475 г. строительство возобновил приглашенный из Италии зодчий Аристотель Фиорованти. Он применил в строительстве немало новшеств, использовал специальные приспособления для разборки остатков старого сооружения, ввел изготовление более прочного, узкого и продолговатого кирпича (аристотелева), использовал механизмы для поднятия наверх тяжелых архитектурных деталей и строительных материалов. 12 августа 1479 г. новый собор был освящен. Храм поражал современников своими монументальными пропорциями и размерами; церковь, по выражению летописца, получилась «чюдна вельми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством».
В плане собор представляет собой прямоугольник, разделенный на двенадцать одинаковых квадратов, три из которых находятся в алтарной части. Он имеет три придела: в северо-восточной апсиде — апостолов Петра и Павла, в юго-восточной на первом ярусе — великомученика Димитрия Солунского, на втором ярусе — Похвалы Богоматери. В соборе сохранились фрески XV—XVII веков, в том числе иконописца Дионисия. В 1652 г. установили пятиярусный иконостас, дошедший до нашего времени. Лишь в местном ряду остались древние иконы, размещенные здесь в разное время.
В соборе проходили венчания на царство русских государей, поставления митрополитов и патриархов; хранились особо чтимые святыни русского государства. Собор служил местом погребения архиереев, возглавлявших общерусскую кафедру, начиная с митрополита Петра и заканчивая патриархом Адрианом. После перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург Успенский собор сохранил свой статус главного храма России. В 1914 г. началась реставрация фресок, продолженная в советское время. Полностью его расчистили от поздних наслоений в 1950-е гг. В центральном куполе изображен Господь Вседержитель. В других куполах — Спас Нерукотворный, Еммануил, Саваоф, Божия Матерь «Знамение». На сводах — двунадесятые праздники, из которых особо следует выделить композицию «Вознесение» в центральном своде. Стены делятся на пять регистров, каждый из которых отведен какому-либо определенному циклу. Начинаются все циклы на южной стене и читаются слева направо. В нижнем ряду изображены Семь Вселенских Соборов. Во втором ряду — Протоевангельский цикл, посвященный родителям Богородицы праведным Иоакиму и Анне и детству Приснодевы Марии.
В третьем ряду представлен цикл, иллюстрирующий Акафист Богоматери. На столпах изображены святые мученики, в верхних частях стен — евангельские сцены. В соборе сохраняется множество старинных икон. Богослужения прекратили в 1918 г., возобновлены — в 1990 г.
Из предметов, хранящихся в соборе, особо следует отметить следующие исторические реликвии. Царское место, именуемое «Мономахов трон», выполненный для царя Ивана IV Грозного в 1551 г. У столпа напротив царского места белокаменное патриаршее место, сооруженное в конце XV века. Напротив алтаря, у северного столпа — моленное место цариц и царевен, созданное в XVII веке. В северо-западном углу — бронзовый шатер, сооруженный в 1624 г. русским мастером Дмитрием Сверчковым, который являет собой копию Гроба Господня, и первоначально предназначался для хранения плащаницы. Затем в нем хранились частицы ризы Господней и особо почитаемые реликвии. В 1913 г. после прославления в лице святых патриарха Гермогена туда перенесли раку с его мощами, где она пребывает и поныне. В Петропавловском приделе, в алтарной части пребывает рака митрополита Петра, на солее перед иконостасом у южной стены — митрополита Филиппа, в северо-западном углу храма — митрополита Ионы, около стен поставлены гробницы и других московских первоиерархов.